Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)

Select a language to translate this section

Russian Russian
Рубрика: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА УРАЛА
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-02-13
Аннотация: Предметом исследования стала авторефлексия в литературном произведении, целью работы является выявление и анализ форм и способов осуществления авторефлексии в литературном произведении о детях и для детей. Для реализации предпринятого исследования были использованы феноменологические принципы и инструментарии в литературоведении. Было установлено, что современным детским писателям Урала (Е. Ленковской, А. Щупову, Т. Михеевой, С. Лавровой) свойственно стремление к осознанию результатов своей деятельности, к постоянному анализу хода и результатов работы над произведением. Авторефлексия в их творчестве имеет различные формы проявления: от самопрезентации образа биографического автора в тексте до комментирования и истолкования авторами своих произведений. Обилие метатекстовых показателей, эпиграфы к сказочным и фантастическим произведениям с посвящением реальным невымышленным лицам, разветвленная система предисловий и вводных главок, наличие вставных глав, «текст в тексте» как важнейший прием повествования — эти формы саморефлексии служат воплощению авторских замыслов. Результаты исследования могут быть полезны специалистам по детскому чтению, учителям-словесникам и студентам филологических специальностей. Взгляд на корпус текстов детской литературы через призму авторефлексии позволил поставить и частично решить некоторые актуальные вопросы семантики и поэтики произведений для детей и о детях.
Ключевые слова: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЛИТЕРАТУРА РЕГИОНА, АВТОРЕФЛЕКСИЯ, САМОРЕФЛЕКТИВНОСТЬ, СКАЗОЧНАЯ ПОВЕСТЬ, МЕТАЛИТЕРАТУРА
Abstract: The subject of the research is a self-reflection in a literary work; the aim of the work is to identify and analyze forms and methods of self-reflection in a literary work about children and for children. The author of the article uses phenomenological principles and tools of literary criticism. It was found that modern children's writers of the Urals (E. Lenkovskaya, A. Shchupov, T. Mikheeva, S. Lavrova) tend to analyze the results of their creative activities. Self-reflection in their works has different manifestations: from self-presentation of the biographical author in the text to authors’ commentation and interpretation of their works. Metatext markers, epigraphs to the fairytale and fantastic works with dedication to real persons, extensive system of prefaces and introductory and additional chapters, «text in the text» as a critical reception of the narrative — all these forms of self-reflection are the embodiment of the author's ideas. The results of the research can be useful for specialists in children's reading, for teachers of language and literature and students of philological departments. Also the approach to the children's literature through the prism of self-reflection will help to solve some urgent issues of semantics and poetics of works for children and about children.
Key words: CHILDREN'S LITERATURE, LITERATURE OF THE REGION, SELF-REFLECTION, SELF-REFLEXIVITY, FAIRY TALE, METALITERATURE

Для цитирования:

Харитонова, Е. В. Формы авторефлексии в современной детской литературе Урала / Е. В. Харитонова // Philological Class. – 2016. – №2 (44). – С. 70-76. DOI 10.26710/fk16-02-13 .

For citation

Haritonova, E. V. Forms of Self-reflection in Contemporary Children’s Literature of the Urals / E. V. Haritonova // Philological Class. – 2016. – №2 (44). – P. 70-76. DOI 10.26710/fk16-02-13 .