Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)

Select a language to translate this section

Russian Russian
Рубрика: С РАБОЧЕГО СТОЛА УЧЕНОГО
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk17-03-14
Аннотация: Статья посвящена проблеме самоповторений в творчестве М. Ю. Лермонтова, которая, несмотря на солидную историю ее изучения, не является исчерпанной. Рассматривая разные толкования феномена лермонтовских самоповторений, авторы статьи приходят к выводу, что все они могут быть сведены к двум основным пониманиям его природы: самоповторения как выражение психофизиологических особенностей личности поэта (необычайная внутренняя сосредоточенность, максимализм духовных исканий, страстная и напряженная потребность самопознания) и самоповторения как проявление особенностей его творческого процесса (феноменальная требовательность художника к себе, настойчиво ищущего совершенного художественного воплощения своих замыслов). Определяются дальнейшие перспективы исследования феномена самоповторений: изучение «поэтических дублей» («парной соотнесенности» «разноудаленных по времени» стихотворений), что позволяет уточнить представление о характере и направлении творческой динамики Лермонтова, и изучение повторяющихся образов, мотивов, сюжетов и т. п., что способствует углублению представления о художественной модели мира поэта. Такого рода исследования направлены на постижение творческой индивидуальности Лермонтова, по-прежнему остающегося во многом загадочной фигурой в русской литературе.
Ключевые слова: САМОПОВТОРЕНИЯ, ПОЭТИЧЕСКИЕ ДУБЛИ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ МИРА, ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЕ ПОЭТЫ, ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Abstract: The article is devoted to the issue of self-repetition in the works by M.Yu. Lermontov, which is not exhausted yet, although it has been studied for a long time. Having analyzed different interpretations of the phenomenon of self-repetition in Lermontov’s works, the authors conclude that they may be summed up to two main interpretations of its nature: self-repetition as a reflection of psycho-physiological features of the poet (extraordinary internal concentration, maximalism in spiritual quest and passionate and intensive strive for self-discovery) and self-repetition as manifestation of his creative process (remarkable perfectionism of an artist who is seeking for the perfect embodiment of his ideas). The article describes the perspectives of the research of selfrepetition, which include: the study of «poetic repetition» («double correlation» and «unequally distant in time» poems), which allows to perceive the creative dynamics of Lermontov; the analysis of the repeated images, motives, plots, etc., which gives a better idea about the poets’ creative model of the world. Such research aims at comprehension of the creative individuality of Lermontov, who is still a mysterious figure in the world of Russian literature.
Key words: SELF-REPETITION, POETIC REPETITION, ARTISTIC WORLDVIEW, POETRY WRITING, RUSSIAN LITERATURE, RUSSIAN POETS, CREATIVE INDIVIDUALITY

Для цитирования:

Акимова, Е. А. Феномен «самоповторений» в творчестве М. Ю. Лермонтова: к проблеме изучения / Е. А. Акимова, С. И. Ермоленко // Philological Class. – 2017. – №3 (49). – С. 92-100. DOI 10.26710/fk17-03-14 .

For citation

Akimova, E. A. The Phenomenon of «Self-repetition» in the Works by M. Y. Lermontov: On the Research Problem / E. A. Akimova, S. I. Yermolenko // Philological Class. – 2017. – №3 (49). – P. 92-100. DOI 10.26710/fk17-03-14 .