Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)

Select a language to translate this section

Russian Russian
Рубрика: ТРАЕКТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-02-22
Аннотация: В статье предпринято исследование топосов помещичьей усадьбы и дачи на материале русской прозы и поэзии рубежа XIX–XX вв. (К. М. Фофанов, Н. А. Лейкин, А. П. Чехов, А. М. Горький, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, А. П. Каменский, А. А. Блок, Б. К. Зайцев и др.), с одной стороны, и рубежа XX–XXI вв. (Б. А. Ахмадулина, Т. А. Бек, С. М. Гандлевский, И. А. Кабыш, А. Н. Варламов и др.) — с другой. Отмечена нараставшая тенденция к их сближению в русской литературе 1920–1980-х гг. (Б. Л. Пастернак, Ю. В. Трифонов, А. Г. Битов, Саша Соколов и др.). В романе Е. Г. Водолазкина «Авиатор» (2016) центральной локализацией топосов усадьбы и дачи становится популярная в конце XIX — первой трети XX в. местность к юго-западу от Петербурга — Сиверская, с мерцающей дискретностью и контрапунктностью сопровождающих ее нарративов и репрезентаций. Именно Сиверская таит разгадку «авиатора» как главного концепта романа и образа XX века как целого, предстоящего перед Божьим судом. Цель работы — исследовать своеобразие усадебно-дачного аспекта пространственной организации текста в темпоральной и рецептивной динамике. Путем применения историко-литературного и историко-функционального методов, элементов нарративного анализа, а также структурно-семиотического, мифопоэтического и геокультурологического подходов установлено, что локус Сиверской становится полем культурно-исторических, неомифологических и стилистических метаморфоз, восходя от бытовых зарисовок дачной жизни начала XX в. к символическому образу вечности, подлинного бытия, освобожденного от принудительной череды исторических событий, политики и идеологии и генетически связанного с «усадебным текстом» русской классики. Отмеченный эффект достигается в романе с помощью поэтики анахронизмов, работающих как средство актуализации нужных топосов. Результаты исследования актуальны для верификации картины русской национальной топики, важной частью которой являются топосы усадьбы и дачи. Кроме того, они могут представлять интерес для понимания аксиологии и коммуникативных стратегий русской прозы рубежа XX–XXI вв.
Ключевые слова: ДАЧИ; УСАДЬБЫ; ТОПОСЫ; РОМАНЫ; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Abstract: The paper is a study of the topos of the noble estate (manor) and the dacha according to the datal of the Russian fiction prose and poetry both of the turn of 19-20 cc. (K. M. Fofanov, N. A. Leykin, A. P. Chekhov, A. M. Gorky, D. S. Merezhkovsky, Z. N. Gippius, A. P. Kamensky, A. A. Blok, B. K. Zaitsev, etc.) and of the turn of 20-21 cc. (B. A. Akhmadulina, T. A. Beck, S. M. Gandlevsky, I. A. Kabysh, A. N. Varlamov, etc.). We seek for their accelerated convergence in the Russian literature of 1920-1980s (B. L. Pasternak, Yu. V. Trifonov, A. G. Bitov, Sasha Sokolov, etc.). In E. G. Vodolazkin's novel The Aviator (2016), the focal disposition of the topos of the noble estate and the dacha becomes the popular in the late 19 — first third of the XX century area Siverskaya, laid to the South-West of St. Petersburg, along with flickering discreteness and counterpoints of accompanying narratives and representations . Siverskaya makes sense to the “aviator” main concept of the novel and as generalising image of the 20 century in the whole mood, as waiting God's judgement. The purpose of the paper is to explore the uniqueness of this estate–dacha aspect of the spatial structure of the narrative in its temporal and receptive dynamics. Through use of By applying historical-literary and historical-functional methodics, some patterns of narrative analysis, as well as structural-semiotic, mythopoetic and geocultural approaches to text analysis we prove that the locus of Siverskaya becomes a kind of field of different cultural-historical, neo-mythological and stylistic metamorphoses, ranged from household-oriented sketches of country life at the beginning of the 20century to symbolic image of the eternity, as real being, free from violent determination of historical events, policies and ideologies and genealogically associated with the “estate text” of the Russian classics. This effect is produced in the novel by poetics of anachronisms, working as mean of reactualization of demanded topoi. The conclusions are relevant for the verification of the panorama of the Russian national topic, where the topoi of the noble estate and the dacha are crucial. They are also seminal for understanding axiology and communicative strategies of the Russian prose at the turn of 20-21 centuries.
Key words: DACHA; NOBLE ESTATE; TOPOS; NOVELS; RUSSIAN LITERATURE; RUSSIAN WRITERS; WRITING

Для цитирования:

Богданова, О. А. Дачный топос в литературных источниках XX в. и в романе Е. Г. Водолазкина "Авиатор" / О. А. Богданова // Philological Class. – 2018. – №2 (52). – С. 134-140. DOI 10.26710/fk18-02-22 .

For citation

Bogdanova, O. A. Dacha as topos in the literature of the 20 century and in E. G. Vodolazkin's novel “Aviator” / O. A. Bogdanova // Philological Class. – 2018. – №2 (52). – P. 134-140. DOI 10.26710/fk18-02-22 .