Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)

Select a language to translate this section

Russian Russian
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-02-15
Аннотация: Педагогическая метафорология — перспективное научное направление, возникшее в последние десятилетия на пересечении когнитивистики, лингвистики, прагматики, психологии и педагогики, которое исследует метафору как когнитивный и лингвистический феномен педагогического дискурса. В данной статье обсуждаются цели и методы педагогической метафорологии в их генетической взаимосвязи с когнитивистикой, психолингвистикой, лингвистикой и педагогикой. Отмечено распространение и эффективность методики «elicited metaphor analysis» (эксплицитного анализа метафор), когда респондент-ребенок становится не просто источником метафорических образов, а превращается в своего рода соисследователя, поскольку и предметом рассмотрения оказывается не только его речь, но и его когнитивная деятельность. Охарактеризован метод ретроспективного обсуждения метафор (Retrospective Metaphor Interview), при котором исследователь и испытуемый обсуждают метафорические представления последнего о каком-либо виде учебной активности. Зафиксирован методологический сдвиг в современной педагогической метафорологии в сторону «индивидуализации» исследования, когда специалист ориентируется не на общие принципы применимости данных анализа метафор в педагогической деятельности, а на потребности и психологические особенности конкретных детей, вовлеченных в образовательный и исследовательский процесс. Сделан вывод о том, что привлечение внимания российских ученых к опыту зарубежных коллег может способствовать расширению методологического инструментария отечественных специалистов, их включению в глобальный научный дискурс, а также эффективному использованию научных достижений в практической деятельности педагогов.
Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТАФОРОЛОГИЯ; МЕТОДЫ МЕТАФОРОЛОГИИ; КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ; ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ; ЭКСПЛИЦИТНЫЙ АНАЛИЗ
Abstract: Pedagogical metaphorology is a promising scientific field that has recently appeared at the intersection of cognitive linguistics, pragmatics, psychology and pedagogy. It studies metaphors as a cognitive and linguistic phenomenon of pedagogical discourse. This article discusses the goals and methods of pedagogical metaphorology in their genetic relation to cognitive linguistics, pragmatics, psychology and pedagogy. The method of “elicited metaphor analysis” is wide spread and is recognized as efficient. This method implies that a child-respondent is not a mere source of metaphorical images, but is, to a certain extent, a coresearcher as it is not only their speech that is analyzed, but also their cognitive activity. The Retrospective Metaphor Interview method is described, when a researcher and a person under test discuss metaphorical images of the latter about some kind of learning activity. There is a methodological shift in contemporary pedagogical metaphorology to “individualization” of the research, when a specialist focuses not on the general principles of applicability of the metaphor analysis results in pedagogical work, but on the needs and psychological features of certain children in educational and research projects. The following conclusion is made: it is possible to expand methodological potential of Russian scientists if they pay attention to the achievements of their foreign colleagues; Russian researchers will be able to join the global scientific discourse and to use achievements of foreign science in teaching.
Key words: PEDAGOGICAL METAPHORS; PEDAGOGICAL METAPHOROLOGY; METHODS OF METAPHOROLOGY; COGNITIVE ANALYSIS; PSYCHOLINGUISTIC ANALYSIS; EXPLICIT ANALYSIS

Для цитирования:

Будаев, Э. В. Методические инновации в педагогической метафорологии / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов // Philological Class. – 2018. – №2 (52). – С. 88-94. DOI 10.26710/fk18-02-15 .

For citation

Budaev, E. V. Methodological innovations in pedagogical metaphorology / E. V. Budaev, A. P. Chudinov // Philological Class. – 2018. – №2 (52). – P. 88-94. DOI 10.26710/fk18-02-15 .