Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)

Select a language to translate this section

Russian Russian
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-03-13
Аннотация: В данной статье чтение поэтического текста рассматривается как сложная когнитивная деятельность по преодолению читателем смысловой неоднозначности лингвистически выраженного сообщения. Смыслообразовательная деятельность анализируется с точки зрения формирования и динамического преобразования в сознании читателя концептуального содержания языковых единиц, функционирующих в неконвенциональном речевом контексте. Целью исследования является анализ возможностей применения поэтического текста для развития лингвокреативного мышления школьников в процессе освоения дисциплин предметной области «Русский язык и литература». В основе исследования лежит междисциплинарный подход, учитывающий методологические принципы когнитивной лингвистики, лингвистики креатива, лингвистики текста и лингводидактики. В статье описываются педагогические условия развития нескольких параметров лингвокреативного мышления (вербальной беглости, гибкости и оригинальности), необходимых для конструирования значений отдельных индивидуально-авторских поэтических неологизмов и смысла текста как единого художественного целого. Материалом исследования являются стихотворения Генриха Сапгира, на примере которых окказионализмы анализируются как смысловые комплексы неконвенциональной формы и содержания, запускающие лингвокреативные процессы смыслообразования в воспринимающем сознании читателей. В статье описываются учебные задания нескольких типов, направленные на (1) установление морфодеривационной и узуальной лексической мотивации осмысления окказионализмов в поэтическом тексте, (2) определение внешнего речевого контекста употребления окказионализмов, (3) формулирование дефиниций окказионализмов с учетом их внутреннего словообразовательного контекста и внешнего речевого контекста, (4) продуктивное словотворчество — создание собственных окказионализмов, тематически и стилистически соотносящихся с прочитанным произведением, и включение их в новый поэтический контекст. В статье перечисляются предметные и метапредметные результаты учебной деятельности школьников, делается вывод о том, что развитие лингвокреативного мышления средствами речевой деятельности чтения необходимо организовывать по принципу «рефлексивного выхода» и осознанности собственной смыслообразовательной деятельности.
Ключевые слова: ТРЕНИНГИ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ; СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ; МЕТАЯЗЫКОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ; ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ; ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ; ОККАЗИОНАЛИЗМЫ; ШКОЛЬНИКИ; ЛИНГВОКРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ; МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
Abstract: The paper presents reading a poetic text as a complex cognitive activity of constructing underspecified meanings of a message expressed in a linguistically unconventional form. The reader’s meaning-construction activity is analyzed in terms of dynamic forming and reforming of conceptual content of language units, functioning in the unconventional speech context. The research aims at investigating the pedagogical value of a poetic text usage for developing linguistic creativity in schoolchildren at the lessons of language and literature. The research is based on the interdisciplinary approach combining methodological principles of cognitive linguistics, creativity linguistics, text linguistics and the language acquisition theory. The paper describes pedagogical conditions for developing different aspects of linguistic creativity (verbal fluency, flexibility and originality), which are regarded to be necessary for constructing the meanings of separate nonce-words as individual poetic signs and of the poem as a poetic whole. Genrikh Sapgir’s poems have been selected as the research material suitable for illustrating nonce-words functioning as the meaningful complexes of unconventional form and content, which trigger lingua-creative process of meaning construction in the reader’s perceiving mind. The paper presents the analysis of several types of lingua-creative tasks, including tasks encouraging pupils (1) to define derivational and lexical motivation for constructing the meaning of poetic nonce-words, (2) to identify and analyze the speech context of nonce-words use, (3) to formulate nonce-words definitions taking into account their inner word-building context and outer speech context, (4) to produce their own nonce-words complementary to the theme, artistic idea and stylistics of the poem. The paper summarizes the subject and the meta-subject results of schoolchildren’s learning activity. It is concluded that development of lingua-creative thinking by means of intensive reading is to be organized according to the principle of the readers’ «reflexive exit» and conscious awareness of their meaning-construction activity.
Key words: VERBAL CREATIVITY TRAINING; MEANING-MAKING; META-LANGUAGE REFLEXION; TEACHING READING; POETIC TEXTS; OCCASIONALISM; PUPILS; LINGUO-CREATIVE THINKING; METHODS OF TEACHING LITERATURE AT SCHOOL

Для цитирования:

Устинова, Т. В. Развитие лингвокреативного мышления школьников средствами смыслового чтения поэтического текста, содержащего окказионализмы / Т. В. Устинова // Philological Class. – 2018. – №3 (53). – С. 85-91. DOI 10.26710/fk18-03-13 .

For citation

Ustinova, T. V. Development of schoolchildren’s lingua-creative thinking by means of reading a poetic text containing nonce-worlds / T. V. Ustinova // Philological Class. – 2018. – №3 (53). – P. 85-91. DOI 10.26710/fk18-03-13 .