Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)

Select a language to translate this section

Russian Russian
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/FK19-01-13
Аннотация: В статье рассматривается один из аспектов методической деятельности Р. Ф. Яшенькиной, работавшей до 2010 г. в должности профессора кафедры мировой литературы и культуры (до 1999 г. – кафедра зарубежной литературы) Пермского государственного университета. Рассматривается проблематика десяти учебных пособий Яшенькиной, среди которых особое место отведено зарубежной прозе и поэзии XIX века (западноевропейскому романтизму и реализму). Доказывается актуальность осмысления методических подходов к преподаванию зарубежной литературы XIX века, и западноеврепейского романтизма в частности, на основании сравнительного анализа различных (в том числе коллективных) учебных пособий, вышедших в издательствах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Таким образом, учебные пособия Яшенькиной «Проза французского романтизма» (2000) и «Проза немецкого романтизма» (2006) рассматриваются в контексте современных учебных пособий по истории зарубежной литературы XIX в. (раздел «Романтизм»). Объясняется авторский подход к организации материала, акцент на жанровой специфике романа, новеллы и повести, эстетических и поэтологических принципах романтической типизации, христианской проблематике и других аспектах. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студента, соединению учебной и научной деятельности. В соответствии с жанром лекции каждый раздел предваряется планом и завершается выводами, перечнем основных понятий и вопросами для повторения. В отличие от большинства современных учебных пособий, тексты лекций Яшенькиной сопровождаются ссылками на художественные и научные источники, которые включаются в список использованной литературы. Это ориентирует студента на самостоятельную научную деятельность и корректное использование источников. В соответствии с основными научными направлениями кафедры делается акцент на детальном исследовании жанровой поэтики прозы французских и немецких романтиков. Включение специального анализа прозы в учебный курс западноевропейского романтизма компенсирует традиционный акцент на изучении в основном романтической поэзии и позволяет студентам самостоятельно проследить значение романтических и реалистических тенденций в становлении жанровой поэтики прозы XIX в.
Ключевые слова: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ; МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ВУЗЕ; ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ; РОМАНТИЗМ; ЭСТЕТИКА; ПОЭТИКА; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНР
Abstract: The article deals with one of the aspects of educational activity of R. F. Yashen’kina. Until 2010 she worked as a Professor at Department of World Literature and Culture (the former Department of Foreign Literature) of Perm State University. The article examines the problems touched upon in ten teaching guides published by R. F. Yashen’kina. Among them, special attention is given to the 19th century foreign prose and poetry (West European Romanticism and Critical Realism). The author proves the urgency of theoretical interpretation of the methodological approaches to teaching 19th century foreign literature, and specifically West European Romanticism, on the basis of comparative analysis of various (including multi-authored) teaching guides published in Moscow, Saint-Petersburg and other cities. Thus, R. F. Yashen’kina’s teaching guides “French Romantic Prose” (2000) and “German Romantic Prose” (2006) are considered in the context of contemporary textbooks in the History of Foreign Literature of the 19th century (Chapter “Romanticism”). The article explains the author’s approaches to material structure and the accent on genre characteristics of a novel, novella, and short story, on aesthetic and poetological principles of romantic typification, on Christian problems, and other aspects. Special attention is drawn to the students’ self-learning, as well as to the combination of their academic studies and research activity. In accordance with the genre of lecture, every part of her teaching guides is preceded by a plan and ends with a conclusion, list of main terms and concepts, and with questions for revision. Unlike most contemporary textbooks, R. F. Yashenkina’s lecture courses are provided with references to fiction and scientific sources included in the list of literature used. This orients students towards individual scientific research activity and correct use of sources of information. In agreement with the main areas of scientific activity of the department, focus is made on the detailed study of the prose genre poetics of French and German Romanticists. The inclusion of specialized prose analysis into the academic course of West European Romanticism compensates for the traditional emphasis on studying mostly Romantic poetry and helps the students to follow the role of Romantic and Realistic Movements in the genesis of the 19th century prose genre poetics independently.
Key words: METHODS OF TEACHING LITERATURE; METHODOLOGY OF LITERATURE IN HIGH SCHOOL; HISTORY OF THE FOREIGN LITERATURE; ROMANTICISM; AESTHETICS; POETICS; LITERARY GENRE

Для цитирования:

Бочкарева, Н. С. К проблеме изучения западноевропейского романтизма в вузовском курсе (учебные пособия Р. Ф. Яшенькиной) / Н. С. Бочкарева // Philological Class. – 2019. – №1 (55). – С. 97-101. DOI 10.26170/FK19-01-13.

For citation

Bochkareva, N. S. To the Issue of Teaching West European Romanticism at University (using teaching guides by R. F. Yashenkina) / N. S. Bochkareva // Philological Class. – 2019. – №1 (55). – P. 97-101. DOI 10.26170/FK19-01-13.