Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)

Select a language to translate this section

Russian Russian
Рубрика: С РАБОЧЕГО СТОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/FK19-01-24
Аннотация: В настоящей статье автор анализирует художественную прозу всемирно известного музыканта Джона Леннона с точки зрения литературного направления нонсенса. Несмотря на общепризнанное и неоднократно упомянутое критиками и исследователями влияние на творчество Дж. Леннона текстов Л. Кэрролла, настоящая статья ставит целью найти существенные отличия в прозе Дж. Леннона и Л. Кэрролла и таким образом ответить на вопрос, является ли художественная проза музыканта продолжением традиции английского «чистого» нонсенса, трансформирует ли она данную традицию или представляет собой совершенно отличное литературное направление. В рамках компаративного анализа сравниваются жанры и формы, сюжеты, персонажи, стиль, приемы словотворчества, а также пространственно-временные хронотопы произведений Л. Кэрролла и Дж. Леннона. Автор статьи учитывает также и то, что определение понятия «нонсенс» имеет свою сложную историю и проблематику, а также в целях анализа обращается к творчеству Д. Хармса, в связи с чем автор не исключает возможности изучения прозаического творчества Дж. Леннона в рамках литературного направления абсурда. Несмотря на то, что Леннон был вдохновлен творчеством Кэрролла и неосуществившейся мечтой его жизни было написать аналогичную детскую сказку, литературные опыты музыканта не ограничиваются приемами нонсенса и представляют собой уникальный литературный феномен, который некоторые исследователи сравнивают с романом Дж. Джойса «Поминки по Финнегану», в связи с чем в статье уделяется внимание и оригинальному художественному стилю музыканта, который называют «эрративным нарративом», «поэтикой ошибки», «бессмысленным правописанием» или «вербальным нонсенсом».
Ключевые слова: ПРОЗА; РОК-МУЗЫКА; РОК-МУЗЫКАНТЫ; НОНСЕНС; АБСУРД; АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; АНГЛИЙСКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Abstract: The author of this article analyzes the fiction by the world famous musician John Lennon from the perspective of the literary nonsense. Despite the fact that the influence of L. Carroll’s texts on the works by J. Lennon is universally recognized and frequently mentioned by critics, this article aims to explore significant differences between the prose by J. Lennon and L. Carroll and thus answer the question whether the musician’s fiction is a continuation of English “pure” nonsense tradition, whether it transforms this tradition or represents a completely different literary genre. Within the framework of the comparative analysis, the author compares genres and forms, plots, characters, style, word creation technics, and chronotopes of texts by L. Carroll and J. Lennon. The author takes into account the fact that the definition of the concept of “nonsense” has its own complex history and several interpretations. In addition, for the purposes of the analysis, the author refers to the oeuvre of D. Kharms and, in this connection, concludes that it is possible to study J. Lennon’s prose in the framework of literary absurd. Despite the fact that Lennon’s texts were inspired by Carroll’s books and the unfulfilled dream of his life was to write a similar children’s fairy tale, the musician’s literary work is not limited to nonsense techniques and represents a unique literary phenomenon, which is comparable to J. Joyce’s Finnegans Wake. In this connection, the author pays attention to this distinguished style, which is called “erratic narrative”, “poetics of mistake”, “nonsensical spelling”, or “verbal nonsense”.
Key words: PROSE; ROCK MUSIC; ROCK MUSICIANS; NONSENSE; ABSURD; ENGLISH LITERATURE; ENGLISH WRITERS; LITERARY CREATIVITY

Для цитирования:

Харламова, С. А. К вопросу о трансформации поэтики нонсенса в английской литературе XX в.: Льюис Кэрролл и Джон Леннон / С. А. Харламова // Philological Class. – 2019. – №1 (55). – С. 165-169. DOI 10.26170/FK19-01-24.

For citation

Kharlamova, S. A. Transformation of English Victorian Nonsense in the 20th Century: Lewis Carroll and John Lennon / S. A. Kharlamova // Philological Class. – 2019. – №1 (55). – P. 165-169. DOI 10.26170/FK19-01-24.