Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)

Select a language to translate this section

Russian Russian
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/FK19-01-20
Аннотация: В статье «Приглашение к танцу: интермедиальные аллюзии в ранней поэзия Т. С. Элиота («Смерть святого Нарцисса», «Подавленный комплекс») исследуются некоторые особенности раннего творчества Т. С. Элиота. Предметом изучения являются связи между танцем, изобразительным искусством и модернистской поэзией, послужившие основой поэтического эксперимента. Стихотворения Т. С. Элиота «Смерть святого Нарцисса» и «Подавленный комплекс» интерпретируются как образцы синтетической поэтической модели («стихотворение-танец)». Поэтический текст соотносится с изобразительным и пластическими искусствами не только на тематическом уровне, но и сама текстовая вербальная структура видоизменяется, претерпев специфическую интермедиальную метаморфозу. В качестве важных источников формирования и создания новаторских поэтических текстов нами рассматриваются такие парижские постановки Русского балета, как «Нарцисс» и «Видение розы», а также представление мистериального действа «Мученичество святого Себастьяна» (1911). Помимо этого, мы обращаемся к нескольким живописным артефактам как возможным источникам интермедиальных аллюзий в элиотовских текстах (эскизы костюмов и рисунки Льва Бакста, картины Анри Матисса и др.). Методологические подходы исследования определяются теорией интермедиальности и опираются на понятие «интермедиальной аллюзии», особенно актуальных в контексте исследований модернизма. В работе решаются следующие задачи: выявить интермедиальную природу поэтических аллюзий Элиота, определить, каким образом изобразительное искусство и балет повлияли на его раннее творчество, рассмотреть динамику взаимодействий между различными видами искусства в диахронном и синхронном ракурсах. В предлагаемой статье исследуется история создания Элиотом поэтических текстов, культурно-исторический и биографический контексты, особенности композиции стихотворений, ключевые образы и темы и т. п. Мы выясняем, каким образом интертекстуальные, интермедиальные и другие элементы художественного синтеза способствуют читательскому переосмыслению изначального текстового материала, включению читателя в процесс коллективного сотворчества и формированию нового интермедиального художественного пространства. Материалы статьи могут быть использованы в преподавании и научном изучении истории английской и американской поэзии, истории и теории модернизма, в исследованиях по компаративистике (теория интермедиальности, рецепция русской культуры за рубежом и др.).
Ключевые слова: ТАНЦЫ; МОДЕРНИЗМ; РУССКИЙ БАЛЕТ; ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЕ АЛЛЮЗИИ; ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО; АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; АНГЛИЙСКИЕ ПОЭТЫ
Abstract: The paper “Invitation to the Dance: Intermedial Allusions in T. S. Eliot’s Early Poetry (‘The Death of Saint Narcissus’, ‘Suppressed Complex’)” deals with some aspects of the early works by T. S. Eliot. The author examines relationships between dance, visual art and experiments in modernist poetry. The poems “The Death of Saint Narcissus” and “Suppressed Complex” are interpreted as the samples of a “dance-poem”. The poetic text incorporates the visual and plastic arts not only in a thematic way but poetic structure itself tends to the specific intermedial metamorphosis. The paper discusses the Ballet Russes Parisian productions of “Narcisse”, “Le Spectre de la Rose” and the performance of a mystery play “Le Martyre de Saint Sebastien” (1911) as the important sources for creation of the innovative poetic texts. The author also turns to some artifacts as the visual sources of intermedial allusions (the costume sketches and drawings by Leon Bakst, paintings by Henri Matisse’s, etc.). The main research argument is founded on the concepts of intermediality and intermedial allusions as important issues of modernist studies. The paper aims to prove the intermedial nature of Eliot’s poetic allusions, to examine in what way the visual arts and ballet influenced his texts and reveal the dynamic interactions between different kinds of art in the diachronic and synchronous perspectives. The paper presents a study of history of the creative process, cultural-historical and biographical contexts, peculiarities of the composition, the key images and themes, etc. The paper demonstrates in what way the intertextual, intermedial and other accompanying elements force the reader to reframe the original material and be included into the process of co-creation and formation a new intermedial narration. The results of this study could be helpful in teaching and research of history of English poetry, history and theory of modernism, in comparative studies (intermediality, reception of Russian culture abroad. etc.).
Key words: DANCE; MODERNISM; RUSSIAN BALLET; INTERMEDIAL ALLUSIONS; POETIC CREATIVITY; ENGLISH LITERATURE; ENGLISH POETS

Для цитирования:

Ушакова, О. М. Приглашение к танцу: интермедиальные аллюзии в ранней поэзии Т. С. Элиота («Смерть святого Нарцисса», «Подавленный комплекс») / О. М. Ушакова // Philological Class. – 2019. – №1 (55). – С. 136-143. DOI 10.26170/FK19-01-20.

For citation

Ushakova, O. M. Invitation to the Dance: Intermedial Allusions in T. S. Eliot’s Early Poetry (“The Death of Saint Narcissus”, “Suppressed Complex”) / O. M. Ushakova // Philological Class. – 2019. – №1 (55). – P. 136-143. DOI 10.26170/FK19-01-20.