Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)

Select a language to translate this section

Russian Russian
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Подрубрика: Актуальные вопросы языкового образования в школе и вузе
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/FK19-02-13
Аннотация: Исследование посвящено актуальной для современного российского высшего образования педагогической проблеме – выбору содержания профессиональной иноязычной подготовки иностранных студентов. Цель публикации заключается в обосновании подхода к отбору содержания дисциплины «Профессиональный иностранный (русский) язык» для учебных групп, состоящих из иностранных студентов разных направлений обучения. Исследование построено на применении общих педагогических теоретических и практических методов: анализ педагогической теории, изучение опыта российской и зарубежной педагогики относительно обучения профессиональному языку, реализация выбранных подходов и методик на практике, анализ апробации. В качестве методологических основ формирования иноязычной профессиональной компетенции в исследовании предлагается применение в учебном процессе методики обучения коммуникативной грамматике и методов жанро-ориентированной педагогики. В статье систематизированы современные подходы к отбору содержания обучения профессиональному иностранному языку. Предложен подход, основанный на универсальном учебном материале – текстах общетехнического и общегуманитарного характера и лексико-грамматических конструкциях различной коммуникативной направленности, – позволяющий эффективно организовать работу в группах, состоящих из иностранных студентов, обучающихся по разным образовательным программам технического профиля. Охарактеризована поэтапная четырехмодульная система обучения профессиональному русскому языку, основанная на усложнении развиваемых умений и навыков: от понимания книжной речи через трансформацию предложений к созданию собственных речевых произведений – отдельных высказываний в соответствии с коммуникативной задачей и целых текстов, относящихся к разным жанрам научной речи. Сделан вывод, что реализация дисциплины «Профессиональный русский язык» на основе предложенного в работе подхода к отбору содержания и описанных методов работы обеспечивает развитие у иностранных студентов всех компонентов профессиональной иноязычной компетенции и позволяет эффективно организовать учебный процесс в группах, состоящих из студентов, обучающихся по образовательным программам разных направлений технического профиля.
Ключевые слова: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА; МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ; ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ; СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ; ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК; ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ; РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ; ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Abstract: The research is devoted to a pedagogical problem that is topical for modern Russian higher education – the problem of content choice of professional foreign language training for foreign students. The purpose of the paper is to justify the approach to content selection of the discipline “Professional Foreign (Russian) Language” for foreign students who specialize in different areas of studies. The research is based on the application of general pedagogical theoretical and practical methods: analysis of pedagogical theory; experience of Russian and foreign pedagogy in professional language teaching; implementation of selected approaches and methodologies in practice; analysis of approbation. It is proposed to use the following methods in the learning process as a methodological basis for the formation of foreign professional competences such as a) teaching methods for communicative grammar and b) methods of genre-based pedagogy. The paper systematizes modern approaches to content selection for professional foreign language teaching. We propose the approach based on the universal educational material – general technical and humanitarian texts and lexical and grammatical constructions of various communicative directions. It is also proved that this approach allows to organize work in groups effectively. These groups consist of foreign students who studywithin different technical educational programs. The paper describes a systematic four-module system for professional Russian language teaching. This system is based on the complication of developing skills and abilities: from understanding of book speech through sentence transformation to their own speech (individual sentences in accordance with communicative tasks and whole texts relating to different genres of scientific speech). It is concluded that the implementation of the discipline „Professional Russian language“ based on the approach proposed in the paper for content selection and described methods ensures the development of all components of student professional foreign language competences. It also allows to organize the educational process in groups effectively. These groups consist of students who study within different technical educational programs.
Key words: RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODS; METHODOLOGY OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL; FOREIGN STUDENTS; EDUCATIONAL CONTENT; PROFESSIONAL LANGUAGE; LANGUAGE FOR SPECIAL PURPOSES; RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE; PROFESSIONAL COMPETENCIES

Для цитирования:

Казакова, О. А. Дисциплина «Профессиональный иностранный язык» для студентов из стран дальнего зарубежья: подходы к отбору содержания / О. А. Казакова, Т. Б. Фрик // Philological Class. – 2019. – №2 (56). – С. 104-110. DOI 10.26170/FK19-02-13.

For citation

Kazakova, O. A. Professional Foreign Language Course for International Students: Approaches to Content Selection / O. A. Kazakova, T. B. Frik // Philological Class. – 2019. – №2 (56). – P. 104-110. DOI 10.26170/FK19-02-13.