Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)

Select a language to translate this section

Russian Russian
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/ FK19-02-25
Аннотация: В статье проанализирован рассказ О. Уайльда «Кентервильское привидение» с точки зрения использования жанра «готического» рассказа для воплощения философских взглядов писателя. Работа изучает причины обращения Уайльда к «готическому» рассказу, его трактовки зарубежными и отечественными исследователями. Целью статьи является доказательство синтеза искусства и философии в произведении. Многослойность произведений писателя отражает его представление о многослойности мира, и в уайльдовском тексте соединяются размышления об актуальной социальной, нравственно-философской проблематике с индивидуально-авторским видением действительности. В «Кентервильском привидении» Уайльд начинает осмысление «американской темы», в которой выделяются проблемы взаимодействия цивилизаций, победы рассудочности над духовностью и трагедии, кроющейся за этим. Уайльдовское негативное отношение к материалистичности, практицизму современников проявляется также в изображении ложности посылов, основанных на логике. В образе кентервильского привидения просматриваются черты, которые очевидны в героях-денди уайльдовских драматических текстов и романа: призрак показан как философ, художник по духу; призрак сэра Саймона обладает завораживающим голосом, он индивидуалист, не подвержен женским чарам, он состоятелен и независим. Случайности, которые в художественном творчестве Уайльда связаны с идеей власти иррационального, помогают действию рассказа прийти к счастливому финалу. Уайльд полагал, что грех способствует прогрессу, его интересовали персонажи со сложной судьбой, искупившие свой грех. Образ сэра Саймона стоит одним из первых в ряду уайльдовских героев, получивших прощение и обретших покой. Все ситуации, приведённые в рассказе, включая возобновление пятна, иллюстрируют мысль о бессмысленности борьбы человека с ирреальным. О власти иррационального над человеческими решениями и судьбами, тайне жизни также напоминает очарование мистического лунного света. Созидательное, объединяющее начало Уайльд видит в любви, идея завершения рассказа браком американки и англичанина в том, что союз столь разных цивилизаций возможен только на основе любви. В статье показана связь «Кентервильского привидения» с предшествующими и последующими произведениями Уайльда.
Ключевые слова: ГОТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ; ВЗАИМОВЛИЯНИЕ КУЛЬТУР; ФИЛОСОФИЯ НЕРЕАЛЬНОГО; АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; АНГЛИЙСКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ
Abstract: The article analyzes O. Wilde’s story The Canterville Ghost in the context of using the genre of the “Gothic” story to embody the writer’s philosophical views. The article studies the causes of Wilde’s appeal to the “Gothic” story, its interpretation by foreign and Russian researchers. The purpose of the article is to prove the synthesis of art and philosophy in the story. The multi-layers of the writer’s works reflect his understanding of the multi-layered nature of the world, and Wilde’s text combines reflections on topical social, moral and philosophical problems with an individual author’s vision of reality. In The Canterville Ghost Wilde begins to comprehend the „American theme“, which highlights the problems of interaction between civilizations, the victory of rationality over spirituality and the tragedy behind it. Wilde’s negative attitude towards materialism, practicality of modern times is also manifested in depicting false messages based on logic. In the image of the Canterville Ghost, there are features that are evident in dandy heroes of Wilde’s dramatic texts and the novel: the ghost is shown as a philosopher, an artist in his soul; Sir Simon’s ghost has a fascinating voice, he is an individualist, not subject to female charms, he is wealthy and independent. Accidents, that are connected with the power of the irrational in Wilde’s works, help the action come to a happy ending. Wilde believed that sin contributes to progress, he was interested in characters with a difficult fate, who redeemed their sins. Sir Simon’s image is one of the first in a series of Wilde heroes who have received forgiveness and found peace. All the situations in the story, including the renewal of the stain, illustrate the thought of the pointlessness of the human struggle against the unreal. Mystical moonlight also reminds of the power of the irrational over human decisions and destinies, the mystery of. Wilde sees the creative, spiritual bond in love, the idea of completing the story with the marriage of an American woman and an Englishman is that the union of such different civilizations is possible only on the basis of love. The article shows the relationship of The Canterville Ghost with the previous and subsequent works of Wilde.
Key words: GOTHIC NOVELS; MUTUAL INFLUENCE OF CULTURES; PHILOSOPHY OF THE UNREAL; ENGLISH LITERATURE; ENGLISH WRITERS; LITERARY ACTIVITY; LITERARY CHARACTERS; LITERARY PLOTS

Для цитирования:

Валова, О. М. Синтез философии и искусства в «готическом» рассказе О. Уайльда «Кентервильское привидение» / О. М. Валова, Т. В. Щербакова // Philological Class. – 2019. – №2 (56). – С. 186-192. DOI 10.26170/ FK19-02-25.

For citation

Valova, O. M. Synthesis of Philosophy and Art in O. Wild’s Gothic Story The Canterville Ghost / O. M. Valova, T. V. Shcherbakova // Philological Class. – 2019. – №2 (56). – P. 186-192. DOI 10.26170/ FK19-02-25.