Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)

Select a language to translate this section

Russian Russian
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/FK19-02-29
Аннотация: Сегодня массовая культура является важной и неотъемлемой частью мирового литературного процесса, которую гуманитарное знание не может не принимать в расчет. Новые формы и жанры, которые возникают в рамках массовой литературы и культуры, часто являются реакцией на те изменения, которые происходят на общественно-социальном уровне. Наиболее яркими примерами жанров, возникших и развивающихся именно в этом пласте современной культуры, являются такие новообразования, как мэшап и кроссовер, в основе которых лежит принцип обращения к уже существующим текстам. Мэшап-литература представляет собой сочетание классического текста с доминирующей сюжетной линией и новых сюжетных деталей, добавленных современными авторами. «Кроссовер» – произведение, в котором смешиваются элементы (персонажи, локации и др.) двух (или более) независимых произведений, авторских художественных вселенных. Ярким примером сочетания мэшапа и кроссовера является роман «Шерлок Холмс против марсиан» (2014) русскоязычных украинских писателей фантастов Дмитрия Грoмoва и Oлега Ладыженского, пишущих под псевдонимом Генри Лайoн Oлди. Композиция романа представляет собой «рассказ в рассказе»; происходит взаимная интеграция различных уровней текста, что позволяет говорить об использовании металепсиса. Уже из названия ясно, что героями романа станут персонажи Артура Конан Дойля и Герберта Уэллса. Однако Олди не останавливаются только на «заглавных» двух авторах, а включают в свое произведение аллюзии на другие произведения литературы, кинематографа, музыки и живописи. При этом происходит обращение к читателям с разными уровнями осведомленности и эрудиции. В статье анализируются текстовые отсылки к феноменам массовой культуры, фантастической литературе и отсылки, ориентированные на квалифицированного читателя. Анализ показывает, как выстраивается довольно интересный текст, в котором уже существующие сюжеты и герои переплетаются друг с другом, создавая совершенно новый нарратив.
Ключевые слова: МЭШАП; КРОССОВЕРЫ; МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА; МЕТАЛЕПСИС; КУЛЬТУРНЫЙ КОД; УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; УКРАИНСКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ; ФЭНТЕЗИ
Abstract: As mass culture becomes an important part of the contemporary literary process, one cannot ignore it. New forms and genres of mass literature and culture could often be regarded as reaction to the changes in the social and public life. The most striking examples of those genres are mashup and crossover fiction, which are based on the multiple references to already existing texts. Mashup literature is a combination of classic text with a dominant storyline and new plot details added by modern authors. Crossover (according to Jenkins) relies on pre-existing texts, “breaking down not only the boundaries between texts but also those between genres, suggesting how familiar characters might function in radically different environments”. An example of the combination of mashup and crossover is the novel by Russian-speaking Ukrainian writers Henry Lyon Oldy “Sherlock Holmes vs. the Martians” (2014). Henry Lyon Oldy is the pseudonym of science fiction writers Dmitry Gromov and Oleg Ladyzhensky. The composition of the novel is a “story in a story”; mutual integration of various levels of text takes place, which makes it possible to speak of metalhepsis. The title of the novel suggests that the main characters come from the famous books by Arthur Conan Doyle and Herbert Wells. the main characters come from books by Arthur Conan Doyle and Herbert Wells. However, Oldie do not focus on just two authors. They also include references to other literary texts, cinema, music and painting, by these means creating a unique text, in which pre-existing plots and characters intertwine, uncovering a completely new narrative form.
Key words: MASHUP; CROSSOVERS; MASS LITERATURE; METALEPSIS; CULTURAL CODE; UKRAINIAN LITERATURE; UKRAINIAN WRITERS; LITERARY CREATIVE ACTIVITY; LITERARY GENRES; FANTASY

Для цитирования:

Зиннатуллина, З. Р. Жанровое своеобразие романа Г. Л. Олди «Шерлoк Хoлмс прoтив марсиан»: между мэшапом и кроссовером / З. Р. Зиннатуллина, И. С. Попп // Philological Class. – 2019. – №2 (56). – С. 213-219. DOI 10.26170/FK19-02-29.

For citation

Zinnatullina, Z. R. Genre Peculiarities of H. L. Oldie’s “Sherlock Holmes vs. Martians”: between Mashup and Crossover / Z. R. Zinnatullina, I. S. Popp // Philological Class. – 2019. – №2 (56). – P. 213-219. DOI 10.26170/FK19-02-29.