Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

«Филологический класс» / «Philological class» — рецензируемый научно-методический журнал, публикующий результаты исследований по литературоведению, лингвистике и методике преподавания данных дисциплин в вузе и школе, страницы из прошлого методической науки, обзоры научно-методических мероприятий, рецензии на монографии и учебные комплексы.

Цель и задачи журнала — презентация новых аспектов исследований в области литературоведения и лингвистики, сближение академической науки с теорией и практикой преподавания филологических дисциплин в вузе и школе, внедрение новых образовательных концепций.

Все статьи, поступающие в адрес редакции, проходят двойное слепое рецензирование. Журнал выходит 4 раза в год. Публикация для всех авторов бесплатная

К публикации принимаются статьи на русском, английском, немецком и французском языках. Все статьи содержат развернутые аннотации на русском и английском языках.

Полнотекстовая версия журнала находится в режиме свободного доступа: на сайте журнала https://filclass.ru и на платформе Научной электронной библиотеки (РИНЦ)

Проблематика журнала на 2018-2019 гг.

Основные темы журнала «Филологический класс» на 2018-2019 годы  охватывают различные аспекты литературоведения, лингвистики и методики преподавания филологи в высшей и средней школе.

«Филологический класс», признавая за авторами право на  широкую интерпретацию заявленных  тем, стремится к созданию научно убедительного,  аргументированного диалога между сторонниками различных методологических подходов, основанного на академическом стиле изложения позиций. Журнал «Филологический класс» публикует исследования по трем группам научных специальностей: литературоведение, лингвистика, педагогические науки.

  • Читатель / писатель и текст
  • Читательские стратегии в сфере русской / зарубежной классики и современной литературы 
  • Аналитический комментарий текста как способ его прочтения
  • Эго-текст в современной литературе: мемуары, письма, записные книжки, автобиографии
  • Проблема русского классического реализма: современные научные подходы
  • Проблемы современной жанрологии
  • Малые жанры: проблемы исторической поэтики
  • Литература для детей и подростков
  • Институциональная история литературы советской эпохи: архивные публикации и их комментарий
  • Литературная жизнь 1920-х, 1930-х, 1940-х годов: роль отдельных советских писателей в судьбе русской литературы первой половины ХХ века
  • Забытые писатели советской эпохи
  • Новейшие тенденции современного литературного процесса в разных странах
  • Проблемы литературной компаративистики
  • Теоретические и методологические проблемы синхронной и диахронной лингвистики
  • Когнитивные и коммуникативные аспекты исследования языковых единиц и категорий
  • Изучение ментальных и речевых механизмов как инструмента познания и коммуникации
  • Лингвистические аспекты исследования текста и дискурса
  • Слово в цифровую эпоху и современная языковая ситуация
  • Современные словарные проекты. Проблемы корпусной лингвистики
  • Актуальные вопросы переводческой деятельности: когнитивные основания, проблемы эквивалентности и лакунарности, изучение механизмов трансформаций и средств компенсаторности
  • Теоретико-методологические проблемы продвижения и развития русского языка за рубежом.
  • Теория и методика преподавания языка и литературы в аспекте межкультурной коммуникации: специфика обучения в поликультурной среде
  • Инновационные методические практики в литературном и лингвистическом образовании в вузе и школе
  • Преподавание языка и литературы в контексте междисциплинарных исследований (лингвопрагматики, лингвокультурологии, лингвофилософии, социолингвистики, психолингвистики и др.)  
  • Проблемы методического сопровождения гуманитарно одаренных учащихся.

Направлять рукопись статьи для рассмотрения нужно через сайт журнала filclass.ru (электронную редакцию). Со всеми возникающими вопросами, пожалуйста, обращайтесь к ученому секретарю журнала – доц. Ольге Александровне Скриповой: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; по вопросам перевода аннотации и списка литературы на английский язык к Роману Юрьевичу Порозову: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

О журнале «Филологический класс»
(редакционная статья)

Журнал «Филологический класс» основан в 1996 году выдающимся отечественным литературоведом, профессором Уральского государственного педагогического университета Наумом Лазаревичем Лейдерманом. В название журнала ученый вкладывал двоякий смысл: он должен был стать своеобразным «классом» – «школой профессионалов и для профессионалов» –  и конкретной формой внедрения новых образовательных концепций. Им же были предложены и базовые рубрики: Концепции. Программы. Проекты; Педагогические технологии; С рабочего стола ученого; Готовимся к уроку; Идет урок; Медленное чтение; Из методического наследия. Н.Л. Лейдерман привлек в журнал круг авторов-единомышленников, куда вошли виднейшие филологи: Н.Е. Богуславская, И.В. Кукулин, М.Н. Липовецкий, М.Э. Рут, В.П. Синячкин, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, Ю.Н. Чумаков  «Филологический класс» был любимым детищем Наума Лазаревича.       Задумывавшийся как региональное издание для учителей-словесников, журнал давно перерос «уральские» рамки. Однако одной из основных тенденций по-прежнему является сближение академической науки с теорией и практикой преподавания филологических дисциплин в вузе и школе. В этом и заключается уникальность журнала. В настоящее время на его страницах освещаются проблемы современной лингвистики и литературоведения, становятся предметом серьезной методической рефлексии инновационные технологии, обсуждаются актуальные вопросы изучения и преподавания языка и литературы, выдвигаются исследовательские гипотезы. «Филологический класс» стремится к развертыванию и поддержке научно-убедительного диалога между сторонниками различных методологических подходов, что определило создание новых и уточнение информационных границ уже имеющихся рубрик: Преподавание русского языка как иностранного; Проблемы современной лингвистики; Траектории современного литературного процесса; Проблемы поэтики зарубежной литературы. Кафедра, созданная Наумом Лазаревичем, Институт филологии  и межкультурной коммуникации и наш Учредитель «Уральский государственный педагогический университет»  сделали очень многое для развития и продвижения журнала.

В настоящее время журнал «Филологический класс» включен в  следующие базы данных:

Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ с 2017 года;

Web of Science Core Collections Emerging Sources Citation Index (ESCI);

European Reference Index for the Humanities (ERIH PLUS) id 486932.

Материалы журнала регулярно размещаются на платформе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

В редакционный совет журнала входят ученые из университетов США, Великобритании, Швейцарии, Италии, Бельгии, Чехии, Словакии, Польши, Венгрии, Израиля, Литвы, Болгарии, а также  филологи и методисты, представляющие крупнейшие научные центры нашей страны: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский государственный университет, Санкт- Петербургский исследовательский институт РАН,  Институт филологии СО РАН и др.

Работа по изучению и редактированию материалов выполняется Ответственными редакторами журнала.

При поддержке «Учредителя - УрГПУ» с  конца 2018 года всем журнальным статьям присваивается Цифровой идентификатор объекта (DOI), что способствует существенному увеличению цитируемости материалов, входящих в журнал.

Материалы журнала размещаются на новом сайте filclass.ru с  параллельным переводом на английский язык всех метаданных.

 «Филологический класс» публикует статьи на 4-х языках (рус., англ., нем., фр.) Публикуются только оригинальные (не переводные) статьи, нигде ранее не печатавшиеся и соответствующие всем Требованиям к оформлению. Републикации возможны только по заказу редакции.

Журнал пользуется заслуженным вниманием у ученых-филологов, аспирантов, студентов, преподавателей России и Зарубежья, способствует повышению их профессионального уровня, является площадкой, объединяющей академическую науку и практику преподавания.

Будучи доступным зарубежным славистам, журнал популяризирует достижения российской филологии, повышает интерес к русской культуре в целом. Статьи журнала, сохраняющие лучшие традиции отечественной филологии, практико-ориентированные и мобильно отражающие современную ситуацию в науке и обществе, востребованы филологами  разных стран.

«Филологический класс» зарегистрирован ISSN с присвоением международного стандартного номера – ISSN (print) 2071-2405; ISSN (online) 2658-5235.

Учредитель журнала – ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».

Издательство – ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».

Главный редактор журнала – доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики ее преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета Нина Петровна Хрящева (г. Екатеринбург).

Автор научных монографий о творчестве А. П. Платонова «”Кипящая Вселенная” Андрея Платонова: динамика образотворчества и миропостижения в сочинениях 20-х годов», Екатеринбург, Стерлитамак, 1998; «Поэтика драматургии А. П. Платонова конца 1930 – 1950-х годов: межтекстовый диалог», Санкт- Петербург, 2018 (в соавторстве с К. С. Когутом); а также статей «Взаимодействие библейского и литературного контекстов в пьесе А. Платонова «Голос отца» // Вестник Томского государственного ун-та. Филология. 2014. № 5; «Поэтика тайнописи в пьесе А. Платонова «Ученик лицея» // Вопросы литературы. 2015, № 6; «Я перестрою вселенную...»: судьба теургической идеи Андрея Платонова (1917- 1926 гг.) // Toronto Slavic Quarterly. 2017, № 62 и др.; коллективных монографий «In memoriam: Иосиф Васильевич Трофимов». Daugavpils, 2009; «Русский проект исправления мира и художественное творчество XIX – XX веков». М., 2011; «Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы». Иркутск, 2012; «Кризис литературоцентризма: утрата идентичности vs. новые возможности». М., 2014; «Сибирская идентичность в зеркале литературного текста: Тропы, топосы, жанровые формы XIX – XXI веков». М., 2015; «Русский традиционализм: История, идеология, поэтика, литературная рефлексия». М., 2016; «Своеобразие и мировое значение русской классической литературы (XIX – первая половина XX столетия): Идеалы, культурно-философский синтез, рецепция». М., 2017;  «Михаил Шишкин: Знаковые имена современной русской литературы». Краков, 2017; вузовского пособия «Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения. Хрестоматия». М.: Флинта : Наука, 2011; статей о поэтике прозы второй половины XX – начала XXI вв. М. Пришвина, К. Паустовского, В. Астафьева, В. Распутина, С. Соколова, М. Шишкина, А. Иванова, В. Пелевина и др.