Редакционная статья

Журнал «Филологический класс» основан в 1996 году выдающимся отечественным литературоведом, профессором Уральского государственного педагогического университета Наумом Лазаревичем Лейдерманом. В название журнала ученый вкладывал двоякий смысл: он должен был стать своеобразным «классом» – «школой профессионалов и для профессионалов» – и конкретной формой внедрения новых образовательных концепций. Им же были предложены и базовые рубрики: «Концепции, программы, проекты...»; «Приглашение к диалогу»; «Перечитывая классику»; «Образ современного языка: риторический аспект»; «Медленное чтение»; «Готовимся к уроку». Н.Л. Лейдерман привлекал в журнал круг авторов-единомышленников: М.Н. Липовецкого, И.В. Кукулина, Ю.Н. Чумакова, В.И. Тюпу, Н.Д. Тамарченко, Н.Е. Богуславскую, В.П. Синячкина, М.Э. Рут и многих других. «Филологический класс» был любимым детищем Наума Лазаревича. Он вкладывал в него огромное количество душевных и интеллектуальных сил. Был строг и требователен к присылаемым материалам. Высокая планка профессионализма, которую он удерживал, позволила состояться интересному и нужному журналу.

Задумывавшийся как региональное издание для учителей-словесников, журнал давно перерос «уральские» рамки. В настоящее время на его страницах освещаются проблемы современной лингвистики и литературоведения, становятся предметом серьезной методической рефлексии инновационные технологии, обсуждаются актуальные вопросы изучения и преподавания иностранных языков, выдвигаются исследовательские гипотезы.

«Филологический класс» стремится к развертыванию и поддержке научно-убедительного диалога между сторонниками различных теоретико-методологических подходов, что определило создание новых и уточнение информационных границ уже имеющихся рубрик: «Проблемы современной лингвистики»; «Траектории литературного процесса XX – начала XXI вв.»; «Проблемы поэтики зарубежной литературы»; «Русский язык в мультикультурном взаимодействии».

Многое для развития и продвижения журнала сделала кафедра, созданная Наумом Лазаревичем, Институт филологии и межкультурной коммуникации и наш учредитель «Уральский государственный педагогический университет».

 

Структура журнала

Основные разделы, составляющие журнальный профиль, следующие:

  • Концепции. Программы. Гипотезы

В разделе публикуются плодотворные научные гипотезы в области литературоведения и лингвистики, призванные обеспечить дискуссионное поле журнала; а также авторские проекты преподавания языка и литературы в вузе и школе. Исследовательские материалы могут соотноситься с темами, размещенными на сайте журнала и вне привязки к указанным проблемам, но признанные интересными для научного сообщества.

 

  • Проблемы современной лингвистики

В разделе публикуются статьи по актуальным вопросам современного языкознания, а именно: по теории и истории языка, лингвокогнитологии и коммуникативистике, лексикографии и корпусной лингвистике, теории речевой деятельности, а также по вопросам лингвистического изучения текста и дискурса. Особое внимание уделяется концептуальным работам, представляющим результаты фундаментальных исследований, развивающих теорию и методологию актуальных направлений лингвистики.

 

  • Русский язык в мультикультурном взаимодействии

Рубрика представляет научные статьи, посвященные вопросам изучения русского языка в сопоставлении с другими языками мира, а также проблемам мультикультурной коммуникации. Внимание уделяется работам, направленным на изучение социокультурного статуса русского языка в межкультурном пространстве и усиление влияния русского языка за рубежом. 

 

  • Перечитывая русскую классику

Материалы рубрики посвящены новому прочтению классических произведений, осуществляемому на основе архивных данных, актуальных аналитических подходов, а также предположений и гипотез современных исследователей.

 

  • Траектории литературного процесса XX – начала XXI вв.

Публикуются статьи о русской и зарубежной классике ХХ-XXI вв., представляющие варианты прочтения «этапных» и анализ современных произведений с позиций компаративистики, теории жанра, дискурсивного и нарратологического анализа. Приветствуются статьи, посвященные альтернативной истории как жанровой реконструкции классики.

 

  • Литературоведческая русистика в странах Европы, Америки, Азии

Исследования данной рубрики определяются разделами, которые возглавляют Приглашенные редакторы (Lead Guest Editors). Эти работы представляют собой изыскания иностранных авторов в области русской литературы. Разделы могут представлять собой диалог российских ученых с исследователями других стран.

 

  • Проблемы поэтики зарубежной литературы

В рубрике публикуются исследования творчества ярких репрезентантов мировой литературы. Предпочтение отдается материалам, выполненным на англ., фр., нем. языках и содержащим анализ произведений зарубежной литературы на языке оригинала.

 

  • Из архивов

Материалами данной рубрики могут быть автографы черновых редакций произведений того или иного писателя; наброски, записи, письма и иные документы, дающие представление о творчестве автора в разные периоды; документированные рассказы о личности писателя. Опыт работы с документами предполагает использования историко-литературного, сопоставительного, биографического и других методов исследования. В целом архивные изыскания обеспечивают понимание замысла художника, отражают поиски путей его реализации.

 

  • С рабочего стола ученого / молодого ученого

Публикуются материалы исследований, отличающиеся новизной методологических подходов и гипотетической направленностью, представляющие актуальные направления лингвистики и литературоведения.

 

  • Медленное чтение

Цель настоящего раздела — публикация исследований художественного текста, выполненных с опорой на современные теоретические идеи и оригинальную методику анализа. Подобные «разборы», демонстрирующие высший «класс», могут служить одним из ориентиров для филологического совершенствования, а также быть привлеченными к практике преподавания в вузе и школе.

 

  • Методология преподавания филологических дисциплин в высшей школе

Материалы раздела посвящены поиску подходов и приемов преподавания филологических дисциплин в вузе. Приоритет отдается статьям, в которых пересматриваются устоявшиеся алгоритмы организации творческой работы студентов: предлагаются новые принципы взаимодействия с наставником при проведении первых исследований (курсовых работ, статей, докладов и пр.), а также описываются способы развития потенциала обучающегося как будущего филолога-исследователя.

 

  • Диалог методических подходов высшей и средней школы

Данное взаимодействие предполагает открытую дискуссию в связи со спорными вопросами преподавания предметов филологического цикла на разных уровнях образования. Внимание уделяется разработке форм и направлений олимпиадной подготовки старшеклассников: вуз-школе. Также учитывается связь гуманитарно-ориентированных старшеклассников и студенческих научных обществ.

 

  • Обзоры. Рецензии

Публикуются аналитические обзоры конференций; рецензии на научные и научно-методические исследования, постпубликационные рецензии. 

 

Миссия журнала «Филологический класс» – выйти на новый уровень презентации научных исследований и образовательных концепций, сблизить академическую науку с теорией и практикой преподавания филологических дисциплин в вузе и школе. Для журнала актуальны задачи сохранения, распространения и поддержания русскоязычной научной среды, расширения географии поступающих статей и углубления контактов с мировым научным сообществом гуманитарных направлений. Этим обусловлено сотрудничество с Приглашенными редакторами (Lead Guest Editors), которые руководят разделами, ориентированными на тренды мировой науки, готовят к публикации результаты исследований.