Редакционная статья

Журнал «Филологический класс» основан в 1996 году выдающимся отечественным литературоведом, профессором Уральского государственного педагогического университета Наумом Лазаревичем Лейдерманом. В название журнала ученый вкладывал двоякий смысл: он должен был стать своеобразным «классом» – «школой профессионалов и для профессионалов» – и конкретной формой внедрения новых образовательных концепций. Им же были предложены и базовые рубрики: «Концепции, программы, проекты...»; «Педагогические технологии»; «С рабочего стола ученого»; «Готовимся к уроку»; «Идет урок»; «Медленное чтение»; «Из методического наследия». Н.Л. Лейдерман привлек в журнал круг авторов-единомышленников, куда вошли виднейшие филологи: М.Н. Липовецкий, И.В. Кукулин, Ю.Н. Чумаков В.И. Тюпа, Н.Д. Тамарченко, Н.Е. Богуславская, В.П. Синячкин, М.Э. Рут и многие другие. «Филологический класс» был любимым детищем Наума Лазаревича. Он вкладывал в него огромное количество душевных и интеллектуальных сил. Был строг и требователен к присылаемым материалам. Высокая планка профессионализма, которую он удерживал, позволила состояться интересному и нужному журналу.

Задумывавшийся как региональное издание для учителей-словесников, журнал давно перерос «уральские» рамки. Однако одной из основных тенденций по-прежнему является сближение академической науки с теорией и практикой преподавания филологических дисциплин в вузе и школе. В этом и заключается уникальность журнала. В настоящее время на его страницах освещаются проблемы современной лингвистики и литературоведения, становится предметом серьезной методической рефлексии инновационные технологии, обсуждаются актуальные вопросы изучения и преподавания языка и литературы, выдвигаются исследовательские гипотезы. «Филологический класс» стремится к развертыванию и поддержке научно-убедительного диалога между сторонниками различных методологических подходов, что определило создание новых и уточнение информационных границ уже имеющихся рубрик: Преподавание русского языка как иностранного; Проблемы современной лингвистики; Траектории современного литературного процесса; Проблемы поэтики зарубежной литературы. Кафедра, созданная Наумом Лазаревичем, Институт филологии  и межкультурной коммуникации и наш Учредитель «Уральский государственный педагогический университет»  сделали очень многое для развития и продвижения журнала, что привело к определенным результатам.

 

Структура журнала

Основные разделы, составляющие журнальный профиль, следующие:

  • Проекты. Программы. Гипотезы.

Раздел делится, как правило, на две рубрики. В первой публикуются плодотворные научные гипотезы, призванные обеспечить дискуссионное поле журнала; во второй части – авторские программы, проекты преподавания языка и литературы в вузе и школе. Исследовательские материалы обеих рубрик могут быть соотносимыми с темами, размещенными на сайте журнала и вне привязки к указанным проблемам, но признанные интересными для научного сообщества.

  • Проблемы современной лингвистики

В разделе  публикуются статьи по актуальным вопросам современного языкознания, а именно: теории и истории языка, психолингвистики и лингвокогнитологии, коммуникативистики и корпусной лингвистики, теории и практики анализа текста и дискурса. Особое внимание уделяется концептуальным работам, представляющим результаты  фундаментальных исследований, развивающих теорию и методологию актуальных направлений лингвистики.

  • Траектории литературного процесса XX – начала XXI вв.

Публикуются материалы, исследующие русскую и зарубежную классику ХХ- XXI вв, представляющие новое прочтение «этапных» и анализ современных  произведений с позиций компаративистики, теории жанра, дискурсивного и нарратологического анализа. Приветствуются статьи, посвященные альтернативной истории в динамике жанрового воплощения; жанру литературоведческой реконструкции классики.

  • Теория и методика преподавания филологических дисциплин в вузе и школе

Рубрика предполагает освещение основных проблемных полей современной методики преподавания языка и литературы и выступает площадкой для дискуссий в связи со спорными вопросами преподавания предметов филологического цикла в вузе и школе.

  • Теория и практика современного урока

Публикуются материалы, которые содержат исследование учебного процесса в школе с акцентом на уроке как его единицы. Предлагаемые материалы должны содержать не только конспект урока (технологическую карту), но и его развернутое научно-методическое обоснование, связанное с узловыми вопросами организации и проведения урока литературы и языка.

  • Перечитывая русскую классику

Основной для рубрики является новое прочтение классических произведений, осуществленное на основе современных аналитических стратегий, неожиданные интерпретации знакомых текстов в контексте рецептивной эстетики.

  • Проблемы поэтики зарубежной литературы

В рубрике публикуются статьи, анализирующие творчество ярких репрезентантов мировой литературы. Предпочтение отдается материалам, выполненным на англ., фр., нем. языках и анализирующим произведения зарубежной литературы на языке оригинала.

  • Русский язык в мультикультурном взаимодействии

Рубрика представляет научные статьи, посвященные вопросам изучения русского языка в сопоставлении с другими языками мира, а также проблемам мультикультурной коммуникации. Внимание уделяется работам, направленным на изучение социокультурного статуса русского языка в межкультурном пространстве и усилению влияния русского языка за рубежом. 

  • Из методического наследия

Задача раздела – показать методическую науку через личность ученого, научно-методические традиции, сформированные в разных школах. Публикуются статьи, демонстрирующие эвристический потенциал работ ярких отечественных филологов и педагогов  прошлого (XIX–XX вв.) в связи с вызовами современности, востребованность их научных результатов и методических идей сегодня.

  • Медленное чтение

Цель настоящей раздела — публикация исследований художественного текста, выполненного с опорой на современные теоретические идеи и оригинальную методику анализа. Подобные «разборы», демонстрирующие высший «класс», могут служить одним из ориентиров для филологического совершенствования, а также быть привлеченными к практике преподавания  в вузе и школе.

  • С рабочего стола ученого / молодого ученого

Публикуются материалы  исследований, отличающиеся новизной методологических подходов и гипотетической направленностью, представляющие актуальные направления лингвистики и литературоведения.

  • Региональный компонент вузовского и школьного образования

Публикуются статьи, освещающие специфику духовной культуры Урала и других регионов, богатство художественных традиций, своеобразие развития языковых процессов, а также рассматривающие конкретные приемы работы в вузе и школе по изучению региональной  культуры.

  • Обзоры. Рецензии

Публикуются аналитические обзоры конференций; рецензии на научные и научно-методические исследования.

 

Миссия журнала «Филологический класс» – сблизить академическую науку с теорией и практикой преподавания филологических дисциплин в вузе и школе, выйти на новый уровень презентации научных исследований и информации о внедрении новых образовательных концепций. Для журнала актуальна задача сохранения, распространения и поддержания русскоязычной научной среды, расширения географии поступающих статей и углубления контактов с мировым научным сообществом филологического и методического направлений. Этим обусловлена форма публикации и требования к оформлению.