Основные темы журнала «Филологический класс» на 2020-2021 годы предполагают междисциплинарный подход,  охватывающий различные аспекты литературоведения, лингвистики и методики их преподавания в высшей и средней школе.

«Филологический класс», признавая за авторами право на  широкую интерпретацию заявленных  тем, стремится к созданию научно убедительного, аргументированного диалога между сторонниками различных методологических подходов, основанного на академическом стиле изложения позиций. Предпочтение отдается статьям, посвященным комплексному анализу, использующим компаративистский инструментарий и имеющим полемическую направленность.

Журнал «Филологический класс» публикует исследования по трем группам научных специальностей: литературоведение, лингвистика, педагогические науки.

  • Читательские стратегии в сфере русской / зарубежной классики и современной литературы 
  • Эго-текст в современной литературе: мемуары, письма, записные книжки, автобиографии
  • Русский классический реализм: современные подходы к интерпретации
  • Жанр литературоведческой реконструкции классики в разных парадигмах художественности
  • Литературоведческая компаративистика, философский и культурологический контексты
  • Проблемы современной жанрологии. Альтернативная история в динамике жанрового воплощения как одно из современных направлений жанрологии
  • Принципы дискурсивного и нарратологического анализа в литературоведении
  • Литература для детей и подростков. Жанр детских утопий
  • Литературная жизнь «страшного времени» (конец 1920-х – 1930-е гг.). Диалог писателей с властью

    Проект «Актуальная поэзия: имена и тенденции» предполагает рассмотрение трех проблемных        зон:

   -  процессы жанрового обновления в современной поэзии

   -  проблема субъекта в современной лирике

   -  поэзия в медийном контексте

  • Новейшие тенденции современного литературного процесса в разных странах
  • Модернизм и постмодернизм в европейских и американской литературах
  • Российская рецепция иноязычных литератур
  • Корпусная лингвистика. Современные словарные проекты.
  • Междисциплинарный подход: стилометрия как направление, связанное с применением точных методов в изучении художественного текста
  • Когнитивные и коммуникативные аспекты исследования языковых единиц и категорий
  • Изучение ментальных и речевых механизмов как инструмента познания и коммуникации
  • Лингвистические аспекты исследования текста и дискурса
  • Слово в цифровую эпоху и современная языковая ситуация
  • Актуальные вопросы переводческой деятельности: когнитивные основания, проблемы эквивалентности и лакунарности, изучение механизмов трансформаций и средств компенсаторности
  • Теоретико-методологические проблемы продвижения и развития русского языка за рубежом
  • Ключевые проблемы и технологии интегрированного обучения в вузе и школе
  • Корпусные методы в изучении и преподавании языка и литературы
  • Визуализация в литературном и лингвистическом образовании
  • Театральные технологии в преподавании литературы и языка
  • Теория и методика преподавания языка и литературы в аспекте межкультурной коммуникации: специфика обучения в поликультурной среде
  • Инновационные методические практики в литературном и лингвистическом образовании в вузе и школе
  • Преподавание языка и литературы в контексте междисциплинарных исследований (лингвопрагматики, лингвокультурологии, лингвофилософии, социолингвистики, психолингвистики и др.)
  • Проблемы методического сопровождения гуманитарно одаренных учащихся

 

Дедлайны на 2020 год: 30 марта  (1-й номер ФК), 30 июня (2-й номер), 30 октября (3-й номер) и 26 декабря (4-й номер).

Дедлайны на 2021 год: 30 марта  (1-й номер ФК), 30 июня (2-й номер), 30 октября (3-й номер) и 26 декабря (4-й номер).

Формирование тематических рубрик в номерах осуществляется исходя из количества прошедших рецензирование статей. Возможна пролонгация тематик на несколько номеров журнала. К рассмотрению принимаются статьи, оформленные в соответствие с правилами журнала, которые представлены на сайте.