Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)

Концепция журнала

Цель журнала «Филологический класс» – обеспечивать высокий уровень научных исследований в области лингвистики и литературоведения;  способствовать воздействию академической науки на методику преподавания филологических дисциплин в вузе и школе. Насущным для журнала является расширение географии контактов с научно-методическими центрами в России и за рубежом.

Задачи журнала:

  1. учитывать степень новизны и оригинальности исследований при отборе статей для публикации, считать приоритетными материалы, связанные с открытиями новых направлений в изучении и преподавании дисциплин филологического цикла;
  2. формировать дискуссионное научное поле, обеспечивающее повышение качества исследований, эффективность экспериментальных научных работ;
  3. обеспечивать возможность диалога ученых — филологов и педагогов - практиков; отражать в журнале новые варианты взаимодействия науки и школы, что позволит совершенствовать образовательные концепции;
  4. способствовать продвижению инновационных научно-методических идей;  оригинальных методик и  образовательных технологий.

Структура журнала: основные рубрики

Концепции. Программы. Гипотезы.

В разделе публикуются концептуальные материалы по инновационным направлениям лингвистики и методики ее преподавания; авторские программы преподавания филологических дисциплин в вузе и школе; материалы, содержащие плодотворные научные и научно-методические гипотезы, которые призваны обеспечить дискуссионное поле журнала.  Раздел делится на две рубрики: в первой печатаются статьи литературоведческого цикла и соответственно — преподавания литературы в вузе и школе; во второй — материалы по проблемам лингвистики и преподавания языковых дисциплин.

Проблемы современной лингвистики

В разделе  публикуются статьи по актуальным вопросам современного языкознания, а именно: теория и история языка, психолингвистика и лингвокогнитология, коммуникативистика и корпусная лингвистика. Особое внимание уделяется концептуальным работам, представляющим результаты  фундаментальных исследований, развивающих теорию и методологию  актуальных направлений лингвистики.

Траектории литературного процесса XX – начала XXI веков

Публикуются материалы, исследующие русскую и зарубежную классику ХХ века, представляющие новое прочтение «этапных» и анализ современных  произведений. Приветствуются статьи, посвященные специфике бытования модернизма и постмодернизма в мировой литературе 

Теория и методика преподавания филологических дисциплин в вузе и школе

Рубрика предполагает освещение основных проблемных полей современной методики преподавания языка и литературы и выступает площадкой для дискуссий в связи со спорными вопросами преподавания предметов филологического цикла в вузе и школе.

Теория и практика современного урока

Публикуются материалы, которые содержат исследование учебного процесса в школе с акцентом на уроке как его единице. Предлагаемые материалы должны содержать не только конспект урока (технологическую карту), но и его развернутое научно-методическое обоснование, связанное с узловыми вопросами организации и проведения урока литературы и языка.

Перечитывая русскую классику

Главным для рубрики является новое прочтение классических произведений, осуществленное на основе современных аналитических стратегий, новые интерпретации знакомых текстов в контексте рецептивной эстетики.

Проблемы поэтики зарубежной литературы

В рубрике публикуются статьи, анализирующие творчество ярких представителей мировой литературы. Предпочтение отдается материалам, выполненным на английском, французском, немецком языках.

Русский язык в мультикультурном взаимодействии

Рубрика представляет научные статьи, посвященные вопросам изучения русского языка в сопоставлении с другими языками мира, а также проблемам мультикультурной коммуникации. Уделяется внимание работам, направленным на изучение социокультурного статуса русского языка в межкультурном пространстве и усилению влияния  русского языка за рубежом. 

Из методического наследия

В рубрике публикуются статьи, демонстрирующие эвристический потенциал работ ярких отечественных филологов и педагогов  прошлого (XIX–XX вв.) в связи с вызовами современности, востребованность их научных результатов и методических идей сегодня.

Медленное чтение

Цель настоящей рубрики — публикация исследований художественного текста, выполненных с опорой на современные теоретические идеи и оригинальную методику анализа. Подобные «разборы», демонстрирующие высший «класс», могут служить одним из ориентиров для филологического совершенствования, а также быть привлеченными к практике преподавания  в школе.

С рабочего стола ученого / молодого ученого

Публикуются материалы  исследований, отличающиеся новизной и эвристичностью методологических подходов, представляющие актуальные направления лингвистики и литературоведения.

Региональный компонент вузовского и школьного образования

Публикуются статьи, освещающие специфику духовной культуры Урала и других регионов, богатство художественных традиций, своеобразие развития языковых процессов, а также рассматривающие конкретные приемы работы в вузе и школе по изучению региональной  культуры.

Обзоры. Рецензии

Публикуются аналитические обзоры конференций; рецензии на научные и научно-методические исследования.