Архив журнала
Приглашение к танцу: интермедиальные аллюзии в ранней поэзии Т. С. Элиота («Смерть святого Нарцисса», «Подавленный комплекс»)
- 3653
- Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-01-20
Аннотация: В статье «Приглашение к танцу: интермедиальные аллюзии в ранней поэзия
Т. С. Элиота («Смерть святого Нарцисса», «Подавленный комплекс») исследуются некоторые особенности раннего творчества Т. С. Элиота. Предметом изучения являются связи между танцем, изобразительным искусством и модернистской поэзией, послужившие основой поэтического эксперимента. Стихотворения Т. С. Элиота «Смерть святого Нарцисса» и «Подавленный комплекс» интерпретируются как образцы синтетической поэтической модели («стихотворение-танец)». Поэтический
текст соотносится с изобразительным и пластическими искусствами не только на тематическом
уровне, но и сама текстовая вербальная структура видоизменяется, претерпев специфическую интермедиальную метаморфозу. В качестве важных источников формирования и создания новаторских поэтических текстов нами рассматриваются такие парижские постановки Русского балета, как «Нарцисс» и «Видение
розы», а также представление мистериального действа «Мученичество святого Себастьяна» (1911). Помимо этого, мы обращаемся к нескольким живописным артефактам как возможным источникам интермедиальных аллюзий в элиотовских текстах
(эскизы костюмов и рисунки Льва Бакста, картины Анри Матисса и др.). Методологические подходы исследования определяются теорией интермедиальности и опираются на понятие «интермедиальной аллюзии», особенно актуальных в контексте
исследований модернизма. В работе решаются следующие задачи: выявить интермедиальную природу поэтических аллюзий
Элиота, определить, каким образом изобразительное искусство и балет повлияли на его раннее творчество, рассмотреть динамику взаимодействий между различными видами искусства в диахронном и синхронном ракурсах. В предлагаемой статье
исследуется история создания Элиотом поэтических текстов, культурно-исторический и биографический контексты, особенности композиции стихотворений, ключевые образы и темы и т. п. Мы выясняем, каким образом интертекстуальные,
интермедиальные и другие элементы художественного синтеза способствуют читательскому переосмыслению изначального
текстового материала, включению читателя в процесс коллективного сотворчества и формированию нового интермедиального художественного пространства. Материалы статьи могут быть использованы в преподавании и научном изучении истории
английской и американской поэзии, истории и теории модернизма, в исследованиях по компаративистике (теория интермедиальности, рецепция русской культуры за рубежом и др.).
Ключевые слова: ТАНЦЫ; МОДЕРНИЗМ; РУССКИЙ БАЛЕТ; ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЕ АЛЛЮЗИИ;
ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО; АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; АНГЛИЙСКИЕ ПОЭТЫ
Для цитирования:
Ушакова, О. М. Приглашение к танцу: интермедиальные аллюзии в ранней поэзии Т. С. Элиота («Смерть святого Нарцисса», «Подавленный комплекс») / О. М. Ушакова // Филологический класс. – 2019. – №1 (55). – С. 136-143. DOI 10.26170/FK19-01-20.