Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-01-06
Аннотация: В статье производится феноменологический анализ творческого задания — традиционной формы филологической деятельности («текст о текстах») с элементами творчества и со-творчества. Рассматриваются возможности творческого задания в решении задачи по формированию культуры читательского восприятия и письма читателей-школьников, приводятся примеры заданий. Исходя из практики разработки творческих заданий, предлагается набор принципов, обеспечивающих их продуктивность: 1) необходимо включать задания с «коммуникативной интригой»; 2) учителю следует моделировать жизненные и в то же время культурно значимые ситуации, в которых обращение к литературным источникам оправдано; 3) задание должно позволять учащимся демонстрировать свою читательскую свободу в выборе литературного материала; 4) необходимо соотносить сложность задания и литературный материал с особенностями возраста и читательским опытом учащегося; 5) необходимо формировать восприятие литературы в системе других видов искусств; 6) учителю следует актуализировать представления учащихся о разнообразии культурных форм (фикшн — нон-фикшн, литературные и речевые жанры и т.д.). Материал (образцы творческих заданий) и результаты исследования (выделенные принципы продуктивности) могут использоваться в рамках методической подготовки учителей-словесников к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе, а также непосредственно в качестве методического материала для подготовки участников к разным этапам Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Ключевые слова: ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ, ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ, СОТВОРЧЕСТВО, ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПИСЬМА, ОБРАЗЦЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Abstract: The phenomenological analysis of the creative task is performed in the article. A creative task is the traditional form of philological activity («text about texts») with elements of creativity and co-creation. We studied the possibilities of the creative assignments to solve the task of building a culture of reading and writing of students-readers. Some examples of tasks are given. According to his own experience the author suggests the following set of principles of successful creative task: 1) it is necessary to include the «communicative intrigue» in the task; 2) one has to model such a vital and at the same time culturally significant situations where appeal to literary works becomes really relevant; 3) the task should provide an opportunity to demonstrate the reader's freedom in choosing the literary material and produce an extension of the cultural context; 4) it is necessary to correlate the level of assignment complexity and the literary material with age characteristics and reader's experience; 5) one must form the comprehension of the literature in relation to other forms of art; 6) teacher needs to actualize the understanding of cultural diversity (fiction and nonfiction, literary and speech genres). Samples of creative tasks can be used to get the participants prepared for different stages of School Olympiad on Literature.
Key words: CREATIVE TASK, SCHOOL OLYMPIAD ON LITERATURE, CO-CREATION, CREATING A CULTURE OF WRITING, FORMATION OF READING CULTURE, SAMPLES OF CREATIVE TASKS

Для цитирования:

Дрейфельд, О. В. О принципах формирования «творческого задания» для олимпиады школьников по литературе / О. В. Дрейфельд // Филологический класс. – 2016. – №1 (43). – С. 37-45. DOI 10.26710/fk16-01-06 .

For citation

Dreyfeld, O. V. About the Principles of Formation of «Creative Tasks» for School Literature Olympiad / O. V. Dreyfeld // Philological Class. – 2016. – №1 (43). – P. 37-45. DOI 10.26710/fk16-01-06 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.