Вам может быть интересно:
Архив журнала
"Голый человек" А. Солженицына на фоне "новой лагерной прозы": pro et contra
- 1810
- Рубрика: Траектории современного литературного процесса
- Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-02-21
Аннотация: Статья посвящена анализу эпического рассказа А. Солженицына «Один день Ивана
Денисовича» (1959), его типологическим связям с «новой лагерной прозой», представленной романами Г. Яхиной («Зулейха открывает глаза», 2015), З. Прилепина («Обитель», 2014), Е. Водолазкина
(«Авиатор», 2016). Классическая «лагерная проза», написанная в стилистике non-fiction, рисует лагерный мир, пропущенный через призму личного опыта авторов: от Ф. Достоевского до А. Солженицына и В. Шаламова. Истории «новой лагерной прозы» лишены такой перспективы, носят характер
экзистенциального прозрения. Показано, что одним из структурообразующих мотивов в названных
текстах выступает мотив «голого человека», который сохраняет актуальность именно потому, что
приближает к пониманию онтологии человека, лишенного даже креста нательного, защиты всех рукотворных богов. В работе
представлена история воплощения образа «голого человека» в отечественной словесности: от литературы XVII в. до авангарда
и постмодернизма, показано, как складывались отношения мира реальности и «кромешного мира» (мира ада, лагеря), в котором голость и бедность – его харизма. «Новая лагерная проза» продолжает исследовать механизмы самостояния личности
в запредельных для жизни условиях, тема «голого человека» приобретает новые оттенки. Здесь важны не событийная цепь,
не сюжет, а эмоциональное восприятие происходящего, что придает лагерному прошлому современное звучание. В «новой
лагерной прозе» точка отсчета, с которой ведется повествование, меняется. Остраненная позиция нарратора позволяет ввести
в текст большую экспрессию, приключенческие элементы, любовную интригу. Пафос неотвратимости наказания, подчеркиваемый классиками, заменяет стремление понять механизмы терпимости, бесчувствия человека к собственной судьбе, природу зла и истоки внутренней стойкости. Авторы исследуют перспективы примирения нации, открывающиеся не в судной
парадигме, но на основе покаяния и милосердия. Эта литература занята поиском путей и способов преодоления «кромешного
мира»: от веры в Бога до Культуры и Памяти.
Ключевые слова: ЛАГЕРНАЯ ЛИТЕРАТУРА;
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА;
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ;
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ГЕРОИ
Для цитирования:
Ковтун, Н. В. «Голый человек» А. Солженицына на фоне «новой лагерной прозы»: pro et contra / Н. В. Ковтун // Филологический класс. – 2019. – №2 (56). – С. 157-167. DOI 10.26170/FK19-02-21.