Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-03-23
Аннотация: Театральная метафора (то есть метафора с исходной понятийной сферой «мир – театр»), зародившись еще в Античности, реализуется в литературе разных эпох и получает широкое распространение как в драматических, так и эпических произведениях. Исторический роман часто трактует исторические события как политическую игру, взаимодействие социальных ролей, столкновение воль и характеров – драматическое действие. Метафора «мир – театр» является частью художественной картины мира исторических романов английской писательницы Хилари Мантел «Волчий зал» (Wolf Hall, 2009) и «Внесите тела» (Bring Up the Bodies, 2012). В этих текстах она служит инструментом, помогающим рассмотреть события общественно-политической жизни Англии XVI века как «театральные» представления, сложно взаимодействующие с истинными механизмами истории: отчасти скрывающие, отчасти обнажающие и выявляющие истинные мотивы. Театральная метафора реализуется на нескольких уровнях произведений. По структуре исторические романы Мантел подобны античным драмам, так как в композиции метафора реализуется через параллелизм сцен: «высоких» (дворец, суд, храм) и «низких» (дом, улица, трактиры). Романы схожи с древнегреческими драмами о возвышении и гибели трагического героя. Исторические события трактуются автором как театральные представления, в которых для каждого персонажа предназначена своя роль. Делается вывод о том, что наличие театральной метафоры на всех уровнях организации романов связано с авторским представлением жизни целого государства как театральной общественно-политической игры, а каждого исторического персонажа как актера внутри этой игры, разворачивающейся на мировой сцене.
Ключевые слова: КОГНИТИВНЫЕ МЕТАФОРЫ; ТЕАТРАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ; ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ; ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ; БРИТАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; БРИТАНСКИЕ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Для цитирования:

Дезорцева, М. А. Метафора театра в исторических романах Хилари Мантел о Томасе Кромвеле / М. А. Дезорцева // Филологический класс. – 2019. – №3 (57). – С. 161-166. DOI 10.26170/FK19-03-23.