Рубрика: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ КЛАССИКИ
Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-01-03
Аннотация: Предметом изучения в статье является стиховая специфика поэтического творчества Р. А. Кудашевой, рассмотренная на материале ее 12 сказок для детей начала ХХ века. Цель анализа состоит в выяснении предпочтительности и художественной функциональности использованных автором метрико-ритмических, фонических и строфических форм, чтобы дать представление о содержательно-эстетической позиции Кудашевой и месте ее неизученного наследия в истории литературы. Проведенное на основе сравнительно-исторического подхода исследование опирается на концепции, методики и результаты современного стиховедения, прежде всего М. Л. Гаспарова и его школы. Полученные выводы составляют ряд функционально значимых особенностей стиховой поэтики Кудашевой: 1) повышенное внимание к ритмизации поэтических текстов в традиционных, наиболее доступных детскому восприятию формах (в использовании классических силлабо-тонических размеров при выраженном многообразии их метрико-ритмических модификаций; в обращении только к рифмованному стиху, с включением достаточных и преимущественно точных рифм, – на фоне чего единичные консонансы и холостые строки выполняют роль перебоев, несущих сюжетно-композиционную функцию; в предпочтении строфических форм нестрофическим или промежуточным); 2) выбор стихотворного размера произведения с определенной системой окончаний в опоре на утвердившиеся к концу XIX века в русской поэзии традиции семантизации метрико-ритмических форм – и творческой их реализации в сюжетах сказок; 3) сопряжение и интеграция отечественных и западноевропейских поэтических традиций в процессе жанрообразования. Выделенные тенденции носят целенаправленный характер, выражающий авторскую позицию Кудашевой: поддержать и развить важнейшую для нее идею гармонии, проявляющуюся в сюжетах ее сказок, также через систему стиховых форм. Результаты исследования, проведенного в настоящей статье, могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности, связанной с изучением становления и развития детской литературы.
Ключевые слова: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; ПОЭТИКА СКАЗОК; СКАЗКИ; СТИХОВЕДЕНИЕ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ; ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ; ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Для цитирования:

Ляпина, Л. Е. Поэтика версификационного строя сказок Р. А. Кудашевой / Л. Е. Ляпина, А. А. Хомякова // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №1. – С.  30–40. DOI 10.26170/FK20-01-03.

For citation

Liapina, L. E., Khomyakova, A. A. (2020). Poetics of the Versification System of R. A. Kudasheva’s Fairy-Tales. In Philological Class. 2020. Том 25 ⋅ №1. P.  30–40. DOI 10.26170/FK20-01-03.

Об авторе (авторах) :

Ляпина Л. Е.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2547-2499

 

Хомякова А. А.

Школа № 212 (Санкт-Петербург)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4321-1046

Список литературы:

Гаспаров, М. Л. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти / М. Л. Гаспаров. – Москва: Фортуна-ЭЛ, 2012. – 416 с. Гаспаров, М. Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М. Л. Гаспаров. – Москва: Фортуна Лимитед, 2000. – 352 с. Глоцер, В. Кудашева Раиса Адамовна / В. Глюцер // Русские писатели 1800–1917: биографический словарь. – Москва: Большая российская энциклопедия, 1994. – Т. 3. – С. 198–199. Егоров, Б. Ф. Воспоминания / Б. Ф. Егоров. – Санкт-Петербург: Нестор-История, 2004. – 472 с. Ермилова, Е. В. Диалог с традицией / Е. В. Ермилова // Контекст-1981. Литературно-теоретические исследования / сост. А. С. Мясников. – Москва: Наука, 1982. – С. 216–230. Жаров, М. И. Жизнь, театр, кино. Воспоминания / М. И. Жаров. – Москва, 1967. Жирмунский, В. М. Рифма, ее история и теория / В. М. Жирмунский // Теория стиха. – Ленинград: Советский писатель, 1975. – С. 235–430. Зворыгина, О. И. Русская литературная сказка: речевые параметры жанра: специальность 10.02.01 «Русский язык»: автореф. дис. … д-ра филол. наук / Зворыгина О. И. – Екатеринбург, 2012. – 35 с. Изотова, Г. Н.  Русская литературная стихотворная сказка конца XIX  – начала XX  веков: специальность 10.01.01 «Русская литература»: автореф. дис…. канд. филол. наук / Изотова Г. Н. – Орел, 2006. – 17 с. Ковалева, Т. В. Эволюция русской поэзии для детей: стиховедческий аспект: специальность 10.01.01 «Русская литература»: автореф. дис. … д-ра филол. наук / Ковалева Т. В. – Москва, 2006. – 30 с. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю. М. Лотман. – Ленинград: Просвещение, 1972. – 272 с. Р. К. [Кудашева Р. А.] Апрелечка: Весенняя сказочка. – Москва: И. Кнебель, 1909. Р. К. [Кудашева Р. А.] Приход Зимы. Беда Петушка. – Москва: И. Кнебель, 1915. Р. К. [Кудашева Р. А.] Лесовички. – Москва: И. Кнебель, [1900‑е гг.] Р. К. [Кудашева Р. А.] Санки-самокатки. – Москва: И. Кнебель, [1900‑е гг.] Р. К. [Кудашева Р. А.] Снегурка. Снеговик. – Москва: И. Кнебель, [1909] Самойлов, Д. С. Книга о русской рифме / Д. С. Самойлов. – Москва: Художественная литература, 1973. – 280 с. Холшевников, В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: учебное пособие для студентов филологических факультетов / В. Е. Холшевников. – Москва: Академия, 2002. – 208 с. Холшевников, В. Е.  Перебои ритма как средство выразительности / В. Е.  Холшевников // Стиховедение и поэзия. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1991. – С. 209–224. Чудовский, В. Несколько утверждений о русском стихе / В. Чудовский // Аполлон. – 1917. – № 4–5. – С. 58–69. Чуковский, К. И.От двух до пяти / К. И. Чуковский. – Минск: Народная Асвета, 1983. – 319 с.