Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-02-28
Аннотация: Статья представляет собой рецензию на монографию О. В. Томберг «Образ. Ценность. Культура. Лингвоаксиологические аспекты изучения художественных образов древнеанглийской литературы» (Екатеринбург, 2019). Целью рецензируемой монографии является определение методологического подхода в рамках активно развивающихся на данном этапе направлений – лингвистической и лингвоаксиологической имагологии, а также апробирование данного подхода на примере анализа художественных образов древнеанглийской литературы. Монография состоит из пяти глав: «Художественный образ как лингвокультурный феномен», «Лингвоаксиологические доминанты мужских образов в древнеанглийской литературе», «Лингвоаксиологические доминанты женских образов в древнеанглийской литературе», «Образ Бога в древнеанглийской поэтической лингвокультуре», «Образ врага как концентрация антиценностных смыслов эпохи». В первой главе определяются теоретические основы и предлагается исследовательская модель, которая может быть применима для лингвокультурного анализа образов различных языков и культур. Во второй, третьей, четвертой и пятой главах данная модель апробируется на примере анализа имагологического пространства древнеанглийской культуры. В заключении выдвигается понятие имагосферы как системы художественных образов. Рецензируемая монография позволяет сделать выводы о том, что лингвистическая и лингвоаксиологическая имагология является перспективным направлением исследования ценностного и дискурсивного пространства национальной культуры.
Ключевые слова: ИМАГОЛОГИЯ; ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ; ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ; ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ; ЦЕННОСТЬ; ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ МОДЕЛЬ; ДРЕВНЕАНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Для цитирования:

Нахимова, Е. А. Изучение художественного образа с позиции лингвистической имагологии (рецензия на монографию О. В. Томберг «Образ. Ценность. Культура. Лингвоаксиологические аспекты изучения художественных образов древнеанглийской литературы». Екатеринбург, 2019) / Е. А. Нахимова, Н. Н. Кошкарова // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №2. – С. 297-302. DOI 10.26170/FK20-02-28.

For citation

Nakhimova, E. A., Koshkarova, N. N. (2020). Research into Artistic Images within Linguistic Imagology (a Review of the Monograph by O. V. Tomberg “Image. Value. Culture. Linguo-Axiological Aspects of Research into Artistic Images of Old English Literature”. Ekaterinburg, 2019). In Philological Class. 2020. Том 25 ⋅ №2. P. 297-302. DOI 10.26170/FK20-02-28.

Об авторе (авторах) :

Нахимова Е. А.

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)

ORCID: https://orcid.org/0000‑0003‑4908‑632X

 

Кошкарова Н. Н.

Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия)

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8861-0353

Список литературы:

Артемова, Е. Ю. Культура и быт России последней трети XVIII века в записках французских путешественников : автореф. дис. … канд. ист. наук / Артемова Е. Ю. – М., 1990.

Багно, В. Е. Дон Кихот в России и русское донкихотство / В. Е. Багно. – СПб. : Наука, 2009.

Бойцов, М. А. Власть и образ: очерки потестарной имагологии / М. А. Бойцов, Ф. Б. Успенский. – СПб. : Алетейя, 2010.

Гуревич, А. Я. Избранные труды. Древние германцы. Викинги / А. Я. Гуревич. – СПб. : Изд-во Фонда поддержки науки и образования «Университетская книга», 1999.

Леерссен, Й. Имагология: история и метод / Й. Леерссен // Имагология: теоретико-методологические основы. – Киров : ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. – С. 159–162.

Луков, Вл. А. Имагология: тезаурусные расширения / Вл. А. Луков // Имагологические аспекты русской и зарубежных литератур : межвуз. сб. науч. трудов. – Киров : ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012. – С. 15–31.

Нойманн,  И. Использование Другого: Образы Востока в формировании европейских идентичностей / И. Нойманн. – М. : Новое издательство, 2004.

Орехов, В. В. Миф о России во французской литературе первой половины XIX века / В. В. Орехов. – Симферополь : Симферопольская городская типография. 2008.

Ощепков, А. Р. Имагология / А. Р. Ощепков // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 1. – С. 251–253.

Папилова, Е. В. Художественная имагология: немцы глазами русских (на материале литературы XIX в.) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Папилова Е. В. – М., 2013.

Поляков, О. Ю. Имагология: теоретико-методологические основы / О. Ю. Поляков, О. А. Полякова. – Киров : ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013.

Сапронов, П. А. Феномен героизма / П. А. Сапронов. – СПб. : Гуманитарная Академия, 2005.

Трыков, В. П. Имагология и имагопоэтика / В. П. Трыков // Знание. Понимание. Умение. – 2015. – № 3. – С. 120–129.

Carrе, J.-M. Les ecrivains franfais et k mirage allemand: 1800–1940 / J.-M. Carrе. – Boivin, 1947.

Dunn, C. K. Undertaking Discourse Analysis for Social Research / C. K. Dunn, I. Neumann. – US : University of Michigan Press, 2016.

Dyserinck, H. Zum Problem der «Images» und «Mirages» und ihrer Untersuchung im Rahmen der vergleichenden Literaturwissenschaft / H. Dyserinck // Arcadia. – 1966. – № 1. – P. 107–120.

Guyard, M. F. La litturature compare / M. F. Guyard. – Paris: PUF, 1951.

Imagology: the cultural construction and literary representation of national characters: a critical survey / ed. by M. Beller, J. Leerssen. – Amsterdam, 2007.

Pageaux, D. H. Image/Imaginaire / D. H. Pageaux // Europa und das nationale Selbstverstandnis: imagologische Probleme in Literatur, Kunst und Kultur des 19. und 20. Jahrhunderts. – Bonn: Bouvier, 1988. – P. 367–380.

Leerssen, J. Imagology: History and method / J. Leerssen // Imagology. The Cultural Construction and Literary Representation of National Characters. – Amsterdam, 2007. – P. 17–32.

Menent, M. Images as Clusters of Meaning / M. Menent. – Text: electronic // Book of Conference Proccedings: New Perspectives on Imagology. April 3–5. – 2018. – URL: https://imagology2018.univie.ac.at/abstracts.