Article: PDF
DOI: 10.26170/ FK20-02-05
Аннотация: Статья посвящена проблеме восприятия и интерпретации Бродским такой важной исторической эпохи, как эпоха наполеоновских походов, а в ней – образа Наполеона, который в культуре традиционно осмысливался как гений, злодей, сверхчеловек и т. п. События, связанные с этим временем, Бродский развернуто не комментировал. Французская культура в целом не была ему близка. Материалом исследования послужил весь корпус поэтических и прозаических произведений Бродского, в котором выделялась лексема «Наполеон» и лексика тематической группы «наполеоновские походы» и рассматривался контекст ее употребления. Ни наполеоновские походы, ни Отечественная война 1812 года как исторические события не вошли в центр художественного мира Бродского. Они не выстраивают ни исторической, ни историософской концепции. Лирическая интенция остается у Бродского главенствующей. Писатель ограничился отдельными упоминаниями в своих стихотворениях и эссе трех исторических лиц, так или иначе имевших отношение к походам Наполеона: это сам Наполеон, маршал его армии Ней и немецкий военный теоретик и историк генерал Клаузевиц. Имя Наполеона возникает у Бродского преимущественно в составе образа сопоставления. Значения этого образа в основном традиционные – великий человек, победитель и др. Основания сопоставления в таких образах нетрадиционны – от более привычного и обоснованного художника до неожиданных – сексуально озабоченного подростка, снега и даже стула. В образе Наполеона Бродский тяготеет к ироническому полюсу, борясь таким образом с романтической традицией.
Ключевые слова: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР; РУССКАЯ ПОЭЗИЯ; РУССКИЕ ПОЭТЫ; ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО; ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ; ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ; ФРАНЦУЗСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕМЫ.

Для цитирования:

Романова, И. Р. «Завоеватель! Кир! Наполеон!»: образ Наполеона в художественном мире Иосифа Бродского / И. Р. Романова // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №2. – С. 58–67. DOI 10.26170/ FK20-02-05.