Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-03-12
Аннотация: В статье анализируются основные подходы к изучению «метафизической» лирики в современном белорусском и российском литературоведении, которые можно свести к четырем основным: 1) описание литературной школы как исторического явления; 2) выявление ключевых черт «метафизического» стиля в творчестве отдельного автора и группы авторов; 3) выявление концептосфер в лирическом тексте (бытие / небытие, жизнь / смерть, трансцендентное / имманентное, мир / человек и т. д.); 4) соотношение категорий метафизическое, философское, медитативное, религиозное, духовное, интеллектуальное и т. д., рассматриваемых в жанровом и паражанровом теоретическом поле. Особое внимание в литературоведении уделяется «метафизическому стилю», основными чертами которого являются: интеллектуализм, остроумие, усложненный метафоризм, наличие прецедентного прототекста («Библии»), апелляция (эксплицитная и имплицитная) субъекта к трансцендентному адресату или объекту (к тому, что находится за пределами физического мира), медитативность, философичность, тенденция к расширению границ времени и пространства, ассоциативность, концептуальность, обыденность переживаемой «метафизической» ситуации, синтез искусств (поэзия и музыка, поэзия и живопись, поэзия, музыка и живопись), «сближение» далековатых идей, мистицизм и т. д. Автором статьи делается вывод о том, что основной вектор исследования феномена «метафизической» лирики в анализируемых работах сводится к обоснованию специфической интенциональности лирического субъекта в отношении трансцендентного мира: тип сознания, доминанта духовного поиска, позиция субъекта и т. д. Благодаря данной интенциональности интеллектуализм и духовность проявляют себя в качестве доминанты эстетического поиска на всех уровнях организации текста. Следствием обозначенной творческой установки является наличие в тексте стилистических особенностей, представленных насыщенной метафоризацией, семантической уплотненностью, затемнением смысла, синтезом дискурсов и т. д. В заключении выдвигается гипотеза о существовании трансцендентального, или «метафизического» модуса художественности как типа эстетического завершения, в котором находят свое отражение бытийные взаимоотношения между субъектом творчества и «запредельным» миром.
Ключевые слова: «Метафизическая» лирика; интеллектуальная лирика; стиль; жанр; философская лирика; медитативная лирика; трансцендентное; модус художественности.

Для цитирования:

Агапонова, О. С. «Метафизическая» лирика: основные дефиниции в современном литературоведении / О. С. Агапонова // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №3. – С. 141-149. DOI 10.26170/FK20-03-12.