Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-01-14
Аннотация: Цель нашего исследования – определить понятия «фантастика» и «фантастические элементы» с точки зрения художественной литературы, найти их применение по отношению к конкретным произведениям Н. В. Гоголя. Основное внимание сосредоточивается на фантастических элементах, их классификации, а также на способе их употребления в художественном тексте. Материалом для анализа послужили произведения Николая Васильевича Гоголя – «Невский проспект», «Нос» и «Портрет». При написании статьи мы используем типологический метод, с помощью которого изучаются общие родовые черты литературных явлений, типичных для фантастики, а затем их применение в ходе анализа, биографический метод, посредством которого объяснена связь между Н. В. Гоголем и его творчеством, наполненным фантастическими элементами, и поэтико-структурный анализ текста, заключающийся в поиске интертекстуальных и типологических связей между средствами выражения в тексте и в определении фантастических элементов в избранных повестях. В заключении статьи обобщены результаты проведенной работы и сформулированы основные выводы. На основе литературоведческих работ, посвященных теме теоретического определения понятий «фантастика» и «фантастические элементы», мы пришли к определенным выводам. В повести «Невский проспект» можно наблюдать философский и фантастический тип условности. Характер повести «Нос» можно отнести к сатирической условности, а в повести «Портрет» можно обнаружить как философскую, так и мифологическую условность. В нашей попытке анализа и интерпретации всех избранных повестей Н. В. Гоголя нашла свое обоснование тема двойничества героев, которую подчеркивал по отношению к данным произведениям литературный критик Й. Догнал. С заключениями его исследования гоголевской проблематики мы не можем не согласиться. Кроме прочего, мы приходим к выводу, что все три повести Н. В. Гоголя связаны еще одним важным звеном, содействующим выражению фантастического в них, а именно сном, который играет в творчестве этого писателя особенную роль.
Ключевые слова: Фантастика; фантастические элементы; определение; Н. В. Гоголь; типология.

Для цитирования:

Громинова, А. К типологии фантастических элементов в повестях «Невский проспект», «Нос» и «Портрет» Н. В. Гоголя / А. Громинова, З. Шпачекова // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №1. – С. 169–177. DOI 10.51762/1FK-2021-26-01-14.

For citation

Grominová, A., Špačeková, Z. (2021). To the Typology of Fantastic Elements in the Stories Nevsky Prospect, The Nose And The Portrait by N. V. Gogo. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №1. P. 169–177. DOI 10.51762/1FK-2021-26-01-14.

Об авторе (авторах) :

Громинова А.

Университет им. Св. Кирилла и Мефодия (Трнава, Республика Словакия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2384-6880

Шпачекова З.

Университет им. Св. Кирилла и Мефодия (Трнава, Республика Словакия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9569-6594

Список литературы:

Анненский, И. Проблема гоголевского юмора / И. Анненский // Гоголь в русской критике. Антология / сост. С. Г. Бочаров. – М. : Фортуна ЭЛ, 2008. – С. 193–208.

Бычкова, А. Ю. Нос и его обонятельная функция как художественный образ в творчестве Н.В. Гоголя и в произведениях западноевропейской литературы / А. Ю. Бычкова // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 372.

– С. 13-18. Гоголь в русской критике. Антология / сост. С. Г. Бочаров. – М. : Фортуна ЭЛ, 2008. – 720 с. Гоголь, Н. В. Петербургские повести / Н. В. Гоголь. – Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1984. – 192 с.

Ермаков, И. Д. Из статьи Нос / И. Д. Ермаков // Гоголь в русской критике. Антология / сост. С. Г. Бочаров. – М. : Фортуна ЭЛ, 2008. – С. 350-368.

Ковтун, Е. Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа. На материале европейской литературы первой половины XX века / Е. Н. Ковтун. – М. : Изд-во МГУ, 1999. – 308 с.

Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – М. : Восточная литература РАН, 2000. – 407 с.

Сергиевский, И. В. Н.В. Гоголь; жизнь и творчество / И. В. Сергиевский. – М. : Государственное изд. детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1956. – 190 с.

Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу / Ц. Тодоров ; пер. с франц. Б. Нарумова. – М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. – 144 с.

Хусаинова, Р. М. Типы фантастического в повестях сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя / Р. М. Хусаинова // Вестник Башкирского университета. – 2014. – Т. 19, № 2. – С. 592–595.

Шахнович, М. И. Первобытная мифология и философия / М. И. Шахнович. –Ленинград : Наука, 1971. – 240 с.

Шумко, В. В. Фантастический жанр в литературе XIX-XX веков: становление и развитие / В. В. Шумко. – Витебск : Издательство УО «ВТУ им. Машерова», 2006. – 77 с.

Basom, A. M. The Fantastic in Gogol‘s Two Versions of “Portret“ / A. M. Basom // The Slavic and East European Journal. – 1994. – Vol. 38, № 3. – С. 419-437.

Dohnal. J. Двойничество в цикле «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя / J. Dohnal // Litteratia humanitas. N. V. Gogol: Bytí díla v prostoru a čase. – Brno : Masarykova univerzita ; Ústav slavistiky Filozofické fakulty, 2010. – C. 111–117.

Figedyová, M. Stereotypné vnímanie pojmov „ruský – cudzí“ v poviedke N.V. Gogoľa Portrét / M. Figedyová // Zborník z konferencie Katedry rusistiky Filozofickej fakulty UCM v Trnave a Katedry ruského jazyka a ruskej literatúry Historicko-filologickej fakulty Belgorodskej štátnej národnej výskumnej univerzity. – Brno : Tribun, 2018. – C. 123–129.

Gogol, N. The Nose and Other Stories / N. Gogol. – New York : Columbia University Press, 2020. – 368 c.

Jung, C. G. Člověk a jeho symboly / C. G. Jung. – Praha : Portál, 2017. – 320 c. Kovačičová, O. Slovník ruskej literatúry 11. – 20.

Storočia / O. Kovačičová, a kol. – Bratislava : VEDA, vydavateľstvo SAV, 2007. – 584 c. Pevear, R. Preface / R. Pevear // The Collected Tales of Nikolai Gogol. – New York : Random House USA, 1999.