Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-02-02
Аннотация: В статье описывается опыт создания корпуса онлайн-занятий по русскому языку как иностранному RuTOC; приводятся первые результаты корпусного анализа учебной коммуникации на онлайн-уроках по РКИ. Представленный в статье корпус онлайн-уроков по РКИ относится к таким корпусам специального типа, как корпус учебного, или академического, дискурса. Подобные коллекции текстовых данных служат основой для дискурсивных, социолингвистических исследований учебной коммуникации, исследований по освоению иностранного языка, а также вносят вклад в развитие теории и практики обучения. Актуальность исследования обусловлена тем, что в нем впервые были собраны, предобработаны и размечены образцы учебной коммуникации на занятиях по русскому языку; коллекция собранных данных создает возможности для проведения доказательных исследований в области теории и методики преподавания РКИ. Кроме этого, актуальность исследования связана с возросшей в период пандемии потребностью в изучении особенностей онлайн-обучения языку. В статье описан процесс создания корпуса, включающий в себя следующие этапы: 1) сбор видеозаписей занятий по РКИ; 2) разработка стандарта транскрибации видеозаписей и создание коллекции транскриптов; 3) разработка системы корпусной разметки, учитывающей специфику материала; 4) разметка корпусных данных; 5) постобработка и анализ корпуса. В настоящее время корпус состоит из 40 транскриптов уроков общей продолжительностью более 56 часов и общим объемом 236 400 слов; в первую вер- сию корпуса вошли занятия по РКИ, проведенные в трех вузах России на разных уровнях образования – от подготовительного факультета до магистратуры. В статье приводятся некоторые сложности и особенности транскрибации и аннотации материалов и первые результаты корпусного анализа, направленного на выявление соотношения речи студентов и речи преподавателя на занятиях по РКИ. Было обнаружено, что онлайн-занятия по РКИ характеризуются в целом высокой интерактивностью, понимаемой как со- отношение чередований говорящих к общему объему речи; вместе с этим наблюдается существенный дисбаланс между объемом речи преподавателя и речи студентов. В заключении статьи делаются предположения о перспективных направлениях исследований на материале корпуса RuTOC.
Ключевые слова: Корпус учебного дискурса; учебный дискурс; учебные тексты; корпус иноязычной речи; педагогический корпус; создание корпуса; РКИ; русский язык как иностранный; методика препода- вания русского языка; информационно-коммуникационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; онлайн-занятия.

Для цитирования:

Лебедева, М. Ю. RuTOC: корпус онлайн-уроков по русскому языку как иностран- ному / М. Ю. Лебедева, А. Н. Лапошина, Н. А. Алкснит, Т. В. Ляшенко // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №2. – С. 19–29. DOI 10.51762/1FK-2022-27-02-02.

For citation

Lebedeva, M. Yu., Laposhina, A. N., Alksnit, N. A., Lyashenko, T. V. (2022). RuTOC: A Corpus of Online Lessons in Russian as a Foreign Language. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №2. P. 19–29. DOI 10.51762/1FK-2022-27-02-02.

Об авторе (авторах) :

Лебедева М. Ю.

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина (Москва, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9893-9846

 

Лапошина А. Н.

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина (Москва, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0693-7657

 

Алкснит Н. А.

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина (Москва, Россия) ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4009-4262

 

Ляшенко Т. В.

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина (Москва, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5514-5333

Сроки публикации:

Дата поступления: 11.05.2022 Дата публикации: 29.06.2022

Список литературы:

Atwood, S. The construction of knowledge in classroom talk / S. Atwood, W. Turnbull, J. I. M. Carpendale // Journal of the Learning Sciences. – 2010. – Vol. 19 (3). – P. 358–402.

Barker, F. How can corpora be used in language testing? / F. Barker // The Routledge Handbook of Corpus Linguistics. – 1st ed. – London : Routledge, 2010. – Vol. 34 (3). – P. 637.

Betz, N. Cognitive Construal-Consistent Instructor Language in the Undergraduate Biology Classroom / N. Betz, J. S. Leffers, E. E. D. Thor, M. Fux, K. de Nesnera, K. D. Tanner & J. D. Coley. – Text : electronic // CBE – Life Sciences Education. – 2019. – Vol. 18 (4), ar63. – P. 1–16. URL: http://www.sfsusepal.org/wp-content/uploads/2021/10/cbe.19-04- 0076.pdf.

Biber, D. If you look at …: Lexical Bundles in University Teaching and Textbooks / D. Biber, S. Conrad, V. Cortes // Applied Linguistics. – 2004. – Vol. 25, Issue 3. – P. 371–405. – https://doi.org/10.1093/applin/25.3.371.

Biber, D. Representing Language Use in the University: Analysis of the TOEFL 2000 Spoken and Written Academic Language Corpus. Report Number: RM-04–03, Supplemental Report Number: TOEFL-MS-25 / D. Biber, S. Conrad,

R. Reppen, P. Byrd, M. Helt, V. Clark, V. Cortes, E. Csomay and A. Urzua. – Princeton, NJ : Educational Testing Service, 2004. – URL: https://www>.ets.org/Media/Research/pdf/RM-04-03.pdf. – Text : electronic.

Biber, D. Stance in spoken and written university registers / D. Biber // Journal of English for Academic Purposes. – 2006. – Vol. 5, Issue 2. – P. 97–116.

Biber, D. University Language: A corpus-based study of spoken and written registers / D. Biber. – J. Benjamins, 2006. – 261 p.

Breeze, R. Teaching English-Medium Instruction Courses in Higher Education: A Guide for Non-Native Speakers (Chapter 3: Lecturing in English) / R. Breeze & Sancho C. Guinda. – London : Bloomsbury, 2021.

Caines, A. The Teacher-Student Chatroom Corpus / A. Caines et al. – Text : electronic // Proceedings of the 9th Work-shop on NLP4CALL. – 2020. – P. 10–20. – URL: https://aclanthology.org/2020.nlp4call-1.2.pdf.

Dapeng, W. On the Significance of English Classroom Discourse Corpus Construction / W. Dapeng. – Text : elec- tronic // Proceedings of the 2014 Conference on Informatisation in Education, Management and Business. Vol. 7. – At- lantis Press, 2014. – P. 376–378. – URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/iemb-14/13752.

Evison, J. Turn openings in academic talk: where goals and roles intersect / J. Evison // Classroom Discourse. – 2013. – Vol. 4 (1). – P. 3–26.

Farr, F. Tracing the reflective practices of student teachers in online modes / F. Farr & E. Riordan // ReCALL. – 2015. – Vol. 27 (1). – P. 104–123. – doi: 10.1017/S0958344014000299.

Fortanet-Gomez, I. I think: opinion, uncertainty or politeness in academic spoken English? / I. Fortanet-Gomez // RAEL: revista electrónica de lingüística aplicada. – 2004. – No. 3. – P. 63–84.

Gillian, S. Using corpus methods to investigate classroom interaction and teacher discourse in special educational needs (SEN) classrooms: an investigation of methodological possibilities / S. Gillian. – Lancaster University, 2020. – URL: https://eprints.lancs.ac.uk/id/eprint/145660/1/2020SmithPhD.pdf. – Text : electronic.

Hong, H. Q. SCoRE: A multimodal corpus database of education discourse / H. Q. Hong // Proceedings from the Corpus Linguistics Conference Series. – Birmingham, 2005. – Vol. 1 (1).

Ishikawa, S. The ICNALE Spoken Dialogue: A new dataset for the study of Asian learners’ performance in L2 English interviews / S. Ishikawa // English Teaching. – 2019. – Vol. 74 (4). – P. 153–177.

Koester, A. Building small specialised corpora / A. Koester // The Routledge Handbook of Corpus Linguistics. – 1st ed. – London : Routledge, 2010. – Vol. 34 (3). – P. 66–78.

Limberg, H. The Primary English Classroom Corpus (PECC) / H. Limberg. – FLENSBURG UNIVERSITY PRESS, 2019.– Vol. 1.– 450 p.– URL: https://www>.uni-flensburg.de/fileadmin/content/projekte/pecc/bilder/pecc/9783939858379. pdf. – Text : electronic.

Nergis, A. Can explicit instruction of formulaic sequences enhance L2 oral fluency? / A. Nergis // Lingua. – 2021. – Vol. 255. – https://doi.org/10.1016/j.lingua.2021.103072.

Nesi, H. British Academic Spoken English corpus / H. Nesi, P. Thompson. – Text : electronic // Oxford Text Archive. – 2006. – URL: http://hdl.handle.net/20.500.12024/2525.

O’Keeffe, A. Applying corpus linguistics and conversation analysis in the investigation of small group teaching in higher education / A. O’Keeffe, S. Walsh // Corpus Linguistics and Linguistic Theory. – 2012. – Vol. 8 (1). – P. 159–181. O’Keeffe, A. Post-colonialism, multi-culturalism, structuralism, feminism, post-modernism and so on so forth – vague language in academic discourse, a comparative analysis of form, function and context / A. O’Keeffe, M. McCarthy & S. Walsh // Corpora and Discourse (SCL31) / ed. by R. Reppen and A. Ädels. – Amsterdam : John Benjamins, 2008. – P. 9–29.

Simpson, R. C. MICASE manual / R. C. Simpson, D. Y. W. Lee & S. Leicher. – MI: English Language Institute, The University of Michigan, 2002. – URL: https://ca.talkbank.org/access/0docs/MICASE.pdf. – Text : electronic.

Smith, G. Using corpus methods to investigate classroom interaction and teacher discourse in special educational needs (SEN) classrooms: an investigation of methodological possibilities / G. Smith. – Lancaster University, 2020. – 342 p. – URL: https://aclanthology.org/2020.nlp4call-1.2.pdf. – Text : electronic.

Sung, M. C. Spontaneous motion in L1- And L2-english speech: A corpus-based study / M. C. Sung, K. Kim. – Text : electronic // English Teaching. – 2020. – Vol. 75, No. 1. – P. 49–66. – URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1274540.

Tehseen, Z. Pedagogical Implications of Corpus-based Approaches to ELT in Pakistan / Z. Tehseen & A. Akhta // Journal of Education and Educational Development. – 2018. – No. 5. – P. 259. – 10.22555/joeed.v5i2.1565.

Vodyanitskaya, A. What is valuable in the academe: Corpus-based analysis. Society. Integration. Education / A. Vodyanitskaya, V. Yaremenko // Proceedings of the International Scientific Conference. – 2020. – Vol. II. – P. 437–455. Wigham, C. R. LEarning and TEaching Corpora (LETEC): data-sharing and repository for research on multimodal interactions / C. R. Wigham, T. Chanier. – Text : electronic // WorldCALL. 10–13 juillet 2013. – Glasgow : Royaume-Uni., 2013. – URL: http://edutice.archives-ouvertes.fr/edutice-00778274.