Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-01-13
Аннотация: Статья посвящена символу ДОМ как единице языка культуры, оказывающей существенное влияние на характер художественного творчества. Показано, что структура содержания песни В. Шахрина «С войны» образуется автором на основе творческого варьирования инвариантной семантики символа ДОМ, фиксирующего культурные и субкультурные представления о мире. Цель работы – выявить факторы влияния символа ДОМ на порождаемый текст. Исследование осуществлено на стыке лингвопоэтики, лингвокультурологии, дискурсивной лингвистики и лингвистики креатива. Автор исходит из того, что русская рок-поэзия ориентирована не только на эстетические, но и на креативно-когнитивные задачи осмысления мира и его отражения в тексте. Для решения этих задач авторы текстов русской рок-культуры задействуют механизмы порождения речи, выходящие за пределы моделей, основанных на правилах, в частности – на ассоциативной валентности. Русская рок-поэзия как символическая практика ставит автора в ситуацию когнитивного и номинативного дефицита, в которой слово как носитель понятийного значения не позволяет раскрыть глубину представлений о мире, наделить происходящее в мире экзистенциальным смыслом. Филологический анализ текста песни В. Шахрина «С войны» показывает, что она строится вокруг противоречий, заложенных в семантике символа ДОМ. При этом нарративный характер семантики символа предопределяет повествовательный характер текста. Обращение к центральному для текста символу вовлекает в текст и другие единицы кода культуры. Актуализация символического кода придает тексту надличностный характер притчи и мифа. Это обеспечивает соотнесение эстетической и мировоззренческой составляющих содержания текста. Символ обеспечивает творческую свободу, снимая ограничения логики предметных отношений. Это, в частности, позволяет ввести в текст иррациональные, мистические линии. Многоаспектность семантики символа создает эффект объемности повествования за счет совмещения различных точек зрения (автора, основных и эпизодических героев), позволяет автору проецировать друг на друга различные планы восприятия пространства, времени, свойств предметов, в том числе в синестетическом ключе. Результаты исследования дополняют представление о творчестве В. Шахрина и могут быть использованы как для сопоставительного научного анализа, так и в практике преподавания курсов, посвященных рок-поэзии.
Ключевые слова: Символы; дома; поэтические тексты; русская поэзия; русские поэты; поэтическое творчество; поэтические образы; лингвокреативность; русская рок-поэзия.

Для цитирования:

Авдеенко, И. А. Символ «дом» как драйвер лингвокреативности в песне В. Шахрина «С войны» / И. А. Авдеенко // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №1. – С. 112-122. DOI 10.51762/1FK-2022-27-01-13.

For citation

Avdeenko, I. A. (2022). The Symbol of the “House” as a Driver of Linguistic Creativity in V. Shakhrin’s Song “From the War”. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №1. P. 112-122. DOI 10.51762/1FK-2022-27-01-13.

Об авторе (авторах) :

Авдеенко И. А.

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет

(Комсомольск-на-Амуре, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1575-1742

Сроки публикации:

Дата поступления: 19.05.2021; дата публикации: 30.03.2022

Список литературы:

Авдеенко, И. А. Пространственные символы русской рок-поэзии / И. А. Авдеенко. – Комсомольскна-Амуре : Изд-во АмГПГУ, 2014. – 144 с.

Авдеенко, И. А. Актуализация инвариантной семантики символа ЗВЕЗДА в текстах русской рокпоэзии / И. А. Авдеенко // Научный диалог. – 2020. – № 7. – С. 24-39.

Авдеенко, И. А. Темпоральные символы русской рок-поэзии / И. А. Авдеенко. – Комсомольск-на-Амуре : Изд-во АмГПГУ, 2016. – 145 с.

Боярская, М. И. Символизация в песенных текстах группы «Битлз» : дис. … канд. филол. наук / Боярская М. И. – Волгоград : [б. и.], 2016. – 193 с.

Брильц, О. А. Соотношение познания и понимания / О. А. Брильц // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2014. – № 1 (2). – С. 10-12.

Голубков, М. М. Образы русского дома и мотив бездомности в литературе ХХ–ХХI вв. / М. М. Голубков // Мир русскоговорящих стран. – 2021. – № 3 (9). – С. 48-57.

Григорьев, В. П. Новые словарные предприятия и идеи в области лингвистической поэтики / В. П. Григорьев // Поэт и слово: опыт словаря. – М. : Наука, 1973. – С. 15-92.

Гридина, Т. А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи / Т. А. Гридина // Лингвистика креатива-1 : коллективная монография / под общей ред. проф. Т. А. Гридиной. – 2-е изд. – Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2013. – С. 5-58.

Гридина, Т. А. «Делать из мухи слона»: ассоциативная проекция игрового слова в художественном тексте / Т. А. Гридина // Лингвистика креатива-2 : коллективная монография / под общей ред. проф. Т. А. Гридиной. – 2-е изд. – Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. – С. 272-288.

Гудков, Д. Б. Единицы кодов культуры: проблемы семантики / Д. Б. Гудков // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 26 / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. – М. : МАКС Пресс, 2004. – С. 39-50.

Дом // Словарь языка русской поэзии XX века. Т. II: Г–Ж / сост. В. П. Григорьев [и др.]. – М. : Языки славянской культуры, 2003. – С. 526–535.

Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. – Волгоград : Перемена, 2002. – 477 с.

Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М. : Изд-во ЛКИ, 2007. – 264 с.

Коновалова, Н. И. Творческие стратегии табуирования и эвфемизации в сакральном тексте / Н. И. Коновалова // Лингвистика креатива-1 : коллективная монография / под общей ред. проф. Т. А. Гридиной. – 2-е изд. – Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2013. – С. 124-146.

Крылова М. Н. Идиостиль рок-поэта Владимира Шахрина / М. Н. Крылова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 2018. – № 18. – C. 145-152.

Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф: труды по языкознанию / А. Ф. Лосев. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 479 с.

Лотман, Ю. М. Между эмблемой и символом / Ю. М. Лотман // Лотмановский сборник. Т. 2. – М. : Изд-во РГГУ, 1997. – С. 416-423.

Минюрова, С. А. Человек креативный и/или инновационный / С. А. Минюрова // Лингвистика креатива-1 : коллективная монография / под общей ред. проф. Т. А. Гридиной. – 2-е изд. – Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2013. – С. 59-77.

Норман, Б. Ю. Лингвистика поэзии: прозрения и заблуждения / Б. Ю. Норман // Лингвистика креатива-2 : коллективная монография / под общей ред. проф. Т. А. Гридиной. – 2-е изд. – Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. – С. 177-198.

Пекелис, М. А. Размышления о поэзии как о явлении, сущности и системе / М. А. Пекелис, С. С. Антипов // Философская школа. – 2018. – № 3. – С. 53-108.

Прокофьева, В. Ю. Дом в поэзии серебряного века: лексические границы локуса / В. Ю. Прокофьева // Самарский научный вестник. – 2014. – № 1 (6). – С. 94-97.

Рут, М. Э. Языковая игра в дискурсе языковой личности XVIII–XIX вв. / М. Э. Рут, Е. Н. Иванова // Лингвистика креатива-1 : коллективная монография / под общей ред. проф. Т. А. Гридиной. – 2-е изд. – Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2013. – С. 78-86.

Скворцов, Л. В. Эзотерическое знание и символы культуры / Л. В. Скворцов // Вестник культурологии. – 2003. – № 2. – С. 193-212.

Телия, В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. – М. : Наука, 1996. – 288 с. 

Якушевич, И. В. Лингво-семиотическая модель символа и его языковое варьирование в поэтическом тексте (на материале русской поэзии XIX–XX вв.) : автореф. дис. … д-ра филол. наук. – М. : [б. и.], 2016. – 46 с.