Вам может быть интересно:
Архив журнала
Переход к вузовскому обучению русскому языку как иностранному: сопоставление ожиданий студентов-русистов и реальности
- 8
- Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
- Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2025-30-3-196-205
Аннотация: Статья посвящена проблеме адаптации студентов первого курса программы «Русистика» к условиям университетского обучения. Цель исследования – выявить ожидания студентов-русистов в начале обучения и проанализировать их соответствие реальности после первого семестра. Методология основана на двухэтапном анкетировании: первый этап был проведен в начале семестра, второй – после экзаменационной сессии. В исследовании участвовали студенты дневной формы обучения, преимущественно выпускники средних школ. Анализ сосредоточен на семи аспектах: различие в сложности обучения в школе и вузе; использование школьных знаний; уверенность студентов в успешности; ожидания поддержки; время, затрачиваемое на подготовку; опасения и трудности; результаты по итогам семестра. Результаты показали, что студенты приходят в университет с неполной готовностью к теоретически насыщенному обучению, испытывают трудности в освоении большого объема нового материала и мало используют адресные формы поддержки. Значительная часть студентов переживают кризис в экзаменационный период, уровень «отсева» остается высоким. Полученные данные могут быть использованы при разработке методической, тьюторской и психологической поддержки, а также при корректировке учебных планов. В заключение подчеркивается необходимость более широких и лонгитюдных исследований.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты-русисты; первокурсники; образовательный процесс; РКИ; русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; методика русского языка в вузе; адаптация студентов-первокурсников; русистика; анкетирование студентов; ожидания студентов; трудности обучения; академическая успеваемость; поддержка студентов
Для цитирования:
Догнал, Й. Переход к вузовскому обучению русскому языку как иностранному: сопоставление ожиданий студентов-русистов и реальности / Й. Догнал, Т. Занько. – Текст : непосредственный // Филологический класс. – 2025. – Том 30 • № 3. – С. 196-205. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-3-196-205.
For citation
Dohnal, J., Zaňko, T. (2025). A Transition to University Teaching of Russian as a Foreign Language: Comparison of Students’ Expectations and Reality. In Philological Class. 2025. Том 30 • № 3. P. 196-205. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-3-196-205.
Об авторе (авторах) :
Догнал Й.
Университет им. св. Кирилла и Мефодия в Трнаве (Трнава, Словацкая Республика)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0763-5784
Занько Т.
Университет им. Масарика (Брно, Чешская Республика)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0346-9870
Сроки публикации:
Дата поступления: 10.09.2025; дата публикации: 31.10.2025Список литературы:
Fučík, P. Studenti, kteří odcházejí: Kvantitativní analýza nedokončených vysokoškolských studií / P. Fučík, L. Slepičková // Aula. – 2014. – No. 1 (22). – P. 24–54.
Hassel, S. An Investigation of First-Year Students’ and Lecturers’ Expectations of University Education / S. Hassel, N. Ridout // Frontiers in Psychology. – 2018. – No. 9. – DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02218.
Holmes, T. H. The Social Readjustment Rating Scale / T. H. Holmes, R. H. Rahe // Journal of Psychosomatic Research. – 1967. – No. 2 (11). – P. 213–218. – DOI: 10.1016/0022-3999(67)90010-4.
Keup, J. R. Great Expectations and the Ultimate Reality Check: Voices of Students During the Transition from High School to College / J. R. Keup // Journal of Student Affairs Research and Practice. – 2007. – No. 1 (44). – P. 3–31.
Klehňová, M. Přechod absolventů středních škol do terciárního vzdělávání / M. Klehňová, J. Vojtěch. – Praha : Národní ústav odborného vzdělávání, 2011. – 83 p.
Kučerová, H. The dropout in tertiary education at Czech public and private universities as a result of school marketing / H. Kučerová // Marketing Science & Inspirations. – 2020. – No. 1 (15). – P. 15–25.
Kuchař, P. Přechod absolventů středních škol do terciárního vzdělávání / P. Kuchař, J. Vojtěch, D. Klehňa. – Praha : Národní ústav pro vzdělávání, 2014. – 75 p.
Lowe, H. Mind the gap: Are students prepared for higher education? / H. Lowe, A. Cook // Journal of Further and Higher Education. – 2003. – No. 1 (27). – P. 53–76. – DOI: 10.1080/03098770305629.
Luna-Cortes, G. Managing students’ illusion of control in higher education: effect on unrealistic optimism and expectancy disconfirmation / G. Luna-Cortes // Higher Education. – 2024. – No. 6 (88). – P. 2187–2204. – DOI: 10.1007/s10734-024-01212-2. – EDN QLIDWN.
Matějů, P. Bílá kniha terciárního vzdělávání / P. Matějů. – Praha : Ministerstvo školství, mládeže a tělovýchovy, 2009. – 74 p.
Tinto, V. Leaving College: Rethinking the Causes and Cures of Student Attrition / V. Tinto. – 2nd edition. – Chica-go : University of Chicago Press, 1993. – 296 p.
Tomlinson, A. Student expectations of teaching and learning when starting university: A systematic review / A. Tomlinson, L. Brown, A. Vignoles // Journal of Further and Higher Education. – 2023. – No. 7 (47). – P. 869–885. – DOI: 10.1080/0309877X.2023.2212242. – EDN LUDTTN.
Vojtěch, J. Přechod absolventů středních škol do terciárního vzdělávání – 2017/18 / J. Vojtěch, D. Klehňa. – Praha : Národní ústav pro vzdělávání, 2018. – 58 p.
Yorke, M. Retention and student success in higher education / M. Yorke, B. Longden. – Maidenhead : Society for Research into Higher Education & Open University Press, 2004. – 180 p.
