Вам может быть интересно:
Архив журнала
Принцип лингвострановедческого диалога на занятиях русским языком как иностранным с пакистанскими студентами
- 6
- Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2025-30-3-206-218
Аннотация: В статье рассматривается специфика применения лингвострановедческого диалога как ключевого методического компонента в обучении русскому языку как иностранному пакистанских студентов с учетом их культурно-религиозных особенностей. Акцент делается на интеграции лингвострановедческого материала в учебный процесс, способствующего развитию межкультурной компетенции и преодолению коммуникативных барьеров. Для обоснования необходимости включения лингвострановедческого диалога в систему обучения русскому языку были рассмотрены учебники, имеющие ярко выраженный лингвострановедческий компонент. Дано определение лингвострановедческому диалогу, выявлена его специфика в сопоставлении с межкультурной коммуникацией. В ходе анализа были обозначены проблемы, препятствующие успешному освоению языка, даны практические рекомендации, ориентированные на адаптацию содержания и форм обучения к исламскому контексту Пакистана. В результате исследования предложены упражнения, содержащие страноведческий компонент и направленные на лингвострановедческий диалог. В исследовании подчеркивается важность двунаправленной культурной коммуникации, включающей сравнение и сопоставление лингвокультурных реалий России и Пакистана. Перспективы работы связаны с созданием специализированных учебных материалов и диагностических инструментов, обеспечивающих эффективное формирование лингвокультурной компетенции и успешную адаптацию иностранных учащихся в русскоязычной среде.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; пакистанские студенты; образовательный процесс; РКИ; русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; методика русского языка в вузе; лингвострановедение; лингвострановедческий диалог; двунаправленная культурная коммуникация; культурная сопоставимость; исламская культура; учебный материал; методы обучения
Для цитирования:
Еремина, С. А. Принцип лингвострановедческого диалога на занятиях русским языком как иностранным с пакистанскими студентами / С. А. Еремина, Н. А. Завьялова. – Текст : непосредственны // Филологический класс. – 2025. – Том 30 • № 3. – С. 206-218. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-3-206-218.
For citation
Eremina, S. A., Zavyalova, N. A. (2025). The Principle of Linguo-Cultural Dialogue in Teaching Russian as a Foreign Language to Pakistani Students. In Philological Class. 2025. Том 30 • № 3. P. 206-218. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-3-206-218.
Об авторе (авторах) :
Еремина С. А.
Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1422-5740
SPIN-код: 3013-8990
Завьялова Н. А.
Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9982-9753
SPIN-код: 9275-9290
Сроки публикации:
Дата поступления: 20.09.2025; дата публикации: 31.10.2025Список литературы:
Бердичевский, А. Л. Используем опыт российских учителей-новаторов : метод. пос. для учителей русского языка и литературы в зарубежных школах дополнительного образования / А. Л. Бердичевский. – Санкт-Петербург : Златоуст, 2021. – 112 с.
Бердичевский, А. Л. Как написать межкультурный учебник русского языка как иностранного / А. Л. Бердичевский, А. В. Голубева. – Санкт-Петербург : Златоуст, 2015. – 140 с. – EDN ZVCROZ.
Верещагин, Е. М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство «Русский язык». Курсы, 1990. – 246 с. – EDN PWFJUD.
Завьялова, Н. А. Обучение русскому как иностранному в Исламской Республике Пакистан: общие и частные аспекты методологии / Н. А. Завьялова // Управление образованием: теория и практика. – 2023. – № 12-1 (72). – С. 186–190. – DOI: 10.25726/r0301-7930-2940-k. – EDN AVPNJS.
Исакжанова, З. А. Русский язык как иностранный. 5 класс : учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения / З. А. Исакжанова, М. К. Шаряева, Т. А. Шорина ; Министерство народного образования Республики Узбекистан, Республиканский центр образования, Министерство просвещения Российской Федерации, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Ташкент : Республиканский центр образования, 2022. – 136 с. – EDN IHITFT.
Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. – Москва : Гнозис, 2004. – 390 с.
Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – Изд. 5-е, стер. – Москва : КомКнига, 2006. – 264 с.
Маслова, В. А. Лингвокультурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Маслова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с. – EDN UKCOEJ.
Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного. Книга для преподавателя / А. Л. Бердичевский, И. А. Гиниатуллин, И. П. Лысакова, Е. И. Пассов ; под ред. А. Л. Бердичевского. – Москва : Русский язык. Курсы, 2011. – 184 с.
Методика обучения русскому языку как неродному : учебно-методическое пособие / под ред. И. П. Лысаковой. – Москва : КНОРУС, 2020. – 150 с.
Начальный курс русского языка / Э. Г. Азимов, М. Н. Вятютнев, Л. В. Фарисенкова, Р. Лузайя Маминги. – Москва : Издательство «ИКАР», 2017. – 272 с.
Полет : учебное пособие по русскому языку как иностранному. 2 класс: для начальных классов школ с нерусским языком обучения в Узбекистане. Аудио- и цифровые приложения через QR-коды / А. В. Голубева, П. Г. Гельфрейх, Т. В. Кудоярова [и др.]. – Санкт-Петербург : Златоуст, 2021. – 120 с.
Полет : учебное пособие по русскому языку. Второй год обучения / А. В. Голубева, П. Г. Гельфрейх, Т. В. Кудоярова, Т. В. Кузьмина. – 2-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург : Златоуст, 2024. - 208 с.
Федотова, Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного (практический курс) / Н. Л. Федотова. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : Златоуст, 2016. – 192 с. – EDN XRIDFJ.
Хавронина, С. А. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный» / С. А. Хавронина, Т. М. Балыхина ; Российский ун-т дружбы народов. – Москва : Российский университет дружбы народов, 2008. – URL: https://cro.chel-edu.ru/innovatika/sovremennyy-rebenok-kakoy-on/169-Havronina-_Balyhina.pdf (дата обращения: 21.09.2025).
Хамраева, Е. А. Русский язык в образовательном пространстве стран СНГ: система школьных сертификационных уровней владения русским языком и новая учебная литература / Е. А. Хамраева // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. – 2023. – № 1 (13). – С. 36–40. – DOI: 10.18572/2687-0339-2023-1-36-40. – EDN ZWZMAB.
Hymes, D. H. On Communicative Competence / D. H. Hymes // Sociolinguistics. Selected Readings / ed. by J. B. Pride, J. Holmes. – Harmondsworth : Penguin, 1972. – P. 269–293. – URL: https://wwwhomes.uni-bielefeld.de/sgramley/Hymes-1.pdf (mode of access: 21.09.2025).
