Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Рубрика: ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-03-01
Аннотация: Статья посвящена значимости книжного учения в формировании человеческой цивилизации. Особое внимание обращается на специфику просветительской деятельности Кирилла и Мефодия, изначально стремящихся просветить славян и дать им право на собственную историю в кругу «великих», обладающих знаниями народов. Утверждение равенства всех на приобщение к книжной мудрости и ее преумножение стало на тысячелетия сутью традиций, заложенных просветителями славянских народов и их учениками. С принятием Киевской Русью христианства книжность становится одной из важнейших государственных задач, решение которой привело, с одной стороны, к освоению всего разнообразия произведений античности и средневековья, а с другой — к массовой грамотности, что было для того времени явлением исключительным. Проявившийся у просвещенных книжной мудростью людей новый взгляд на мироздание позволил сформировать и собственный литературный и просвещенческий фонд, нашедший свое отражение в том числе и в русской классической литературе. «Семена духовные», как главное в просветительской деятельности, позволили сформировать особую ментальность русского народа и его отношение к просвещению и книжности, которое аккумулировало выработанные ценности восточно-средиземноморского культурно-исторического ареала.
Ключевые слова: СЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ, ПАМЯТНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ, КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Abstract: The article is devoted to the importance of the book doctrine in formation of a human civilization. Special attention is paid to educational activity of Cyril and Methodius who initially were seeking to educate Slavs and to grant them the right to obtain their history in a circle of the «great» nations. The statement of equality in familiarizing with book wisdom and its enhancement became for the millennia an essence of the traditions put by educators of the Slavic people and their pupils. With adoption of Christianity by Kievan Rus’ the booklore became one of the major national objectives that led, on the one hand, to familiarization of all variety of antique and medieval works, and on the other hand — to mass literacy, a rare phenomenon for those times. People of book wisdom obtained new perspective on the universe and created cultural fund reflected also in Russian classical literature. «Spiritual seeds» as the main thing in educational activities formed the mentality of Russian people and their attitude to the education and booklore which accumulated the values of the cultural and historical area of the Mediterranean East.
Key words: SLAVIC WRITING, WRITTEN RECORDS, BOOK CULTURE, HUMAN CIVILIZATION, EDUCATIONAL ACTIVITIES

Для цитирования:

Бекасова, Е. Н. «Источник учительный»: значимость книжного знания в формировании человеческой цивилизации / Е. Н. Бекасова // Филологический класс. – 2016. – №3 (45). – С. 7-11. DOI 10.26710/fk16-03-01 .

For citation

Bekasova, E. N. The «Source of Teaching»: The Significance of Booklore for the Formation of Human Civilization / E. N. Bekasova // Philological Class. – 2016. – №3 (45). – P. 7-11. DOI 10.26710/fk16-03-01 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.