Рубрика: ПУШКИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В СЛОВАКИИ
Article: PDF
DOI: 10.26710/fk16-04-01
Аннотация: Статья предлагает особое толкование пушкинского «истинного романтизма». Автор полемизирует с реалистическим истолкованием трагедии «Борис Годунов», разделяет точку зрения на метод Пушкина как «трансцендентный реализм» (В. Котельников) и «профетический реализм (Б. Гаспаров). В качестве аргументов использует пушкинский метадискурс по поводу трагедии (письма) и указание на литературные источники («История государства Российского» Карамзина, Исторические хроники Шекспира). Выдвинут тезис об усилении мистицизма в миропонимании Пушкина после 1821 г. В основе фабульной матрицы исследователь видит традиции христианской мистерии. Анализ пушкинских жанровых номинаций пьесы позволяет сделать вывод о том, что в окончательном варианте заглавия и подзаголовка лежат жанровые каноны Средневековья, проведенные через просветительское заглавие-резюме. Представлен анализ круговой композиции 23 сцен трагедии, выявлены эзотерические смыслы числовой символики. Концепция власти решена через христианское понимание триады «Бог — Царь — Народ». Трагедийный смысл произведения реализован через дуальность языкового уровня. Общий вывод: Пушкин адресовал свое произведение узкому кругу посвященных, способных адекватно воспринять скрытое духовное содержание пьесы.
Ключевые слова: ХРИСТИАНСКАЯ МИСТЕРИЯ, АРХЕТИПЫ, ЖАНРОВЫЕ НОМИНАЦИИ, ДРАМАТУРГИЯ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЬЕСЫ, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ РЕАЛИЗМ

Для цитирования:

Димитров, Л. О чем (не) писал Пушкин в «Борисе Годунове» / Л. Димитров // Филологический класс. – 2016. – №4 (46). – С. 7-11. DOI 10.26710/fk16-04-01 .