Рубрика: ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Article: PDF
DOI: 10.26710/fk17-02-01
Аннотация: В статье представлены наблюдения за развитием литературы как социального института сегодня, специфика которого определена демократизацией — временным отсутствием государственного или нравственного императивов, влияющих как на поэтику текста, так и на его социальное продвижение. Ситуация временного социального отказа от программ и установок видится парадоксальной для самой литературы (дана краткая историко-аналитическая справка о том, как регламентировался литературный процесс в России, очерчены причины демократизации сегодня). Участники литературного поля формируют комплекс реакций, идей и стратегий, которые могут быть охарактеризованы как демофобия (термин политолога Е. Шульман) — попытка защититься от свобод, предоставленных литературе. Характерными чертами демофобии становятся появление апокалиптичных сценариев развития литературы как социального института (где нивелируются роли автора и читателя), развитие двух магистральных стратегий, которые наблюдаются на всех уровнях производственной структуры текста (автор — издатель — продавец — читатель — хранилище): 1) Отказ от собственных свобод: выбор специфических, узколокальных тем в качестве магистральных, регламентированный тип поведения внутри литературного поля, поиск собственной идентичности на фоне информационной вседоступности. 2) Радикализация собственных прав: подчинение всей производственной структуры текста, выполнение чужих ролевых функций и попытка завладеть чужими правами и свободами.
Ключевые слова: Современная русская литература, литературная ситуация, литературные процессы, демократизация литературы, демофобия литературы, социокультурные стратегии

Для цитирования:

Пальчик, М. А. Демофобия современной литературной системы. Как литература боится своих свобод? / М. А. Пальчик // Филологический класс. – 2017. – №2 (48). – С. 7-13. DOI 10.26710/fk17-02-01 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.