Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Рубрика: ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk17-02-01
Аннотация: В статье представлены наблюдения за развитием литературы как социального института сегодня, специфика которого определена демократизацией — временным отсутствием государственного или нравственного императивов, влияющих как на поэтику текста, так и на его социальное продвижение. Ситуация временного социального отказа от программ и установок видится парадоксальной для самой литературы (дана краткая историко-аналитическая справка о том, как регламентировался литературный процесс в России, очерчены причины демократизации сегодня). Участники литературного поля формируют комплекс реакций, идей и стратегий, которые могут быть охарактеризованы как демофобия (термин политолога Е. Шульман) — попытка защититься от свобод, предоставленных литературе. Характерными чертами демофобии становятся появление апокалиптичных сценариев развития литературы как социального института (где нивелируются роли автора и читателя), развитие двух магистральных стратегий, которые наблюдаются на всех уровнях производственной структуры текста (автор — издатель — продавец — читатель — хранилище): 1) Отказ от собственных свобод: выбор специфических, узколокальных тем в качестве магистральных, регламентированный тип поведения внутри литературного поля, поиск собственной идентичности на фоне информационной вседоступности. 2) Радикализация собственных прав: подчинение всей производственной структуры текста, выполнение чужих ролевых функций и попытка завладеть чужими правами и свободами.
Ключевые слова: Современная русская литература, литературная ситуация, литературные процессы, демократизация литературы, демофобия литературы, социокультурные стратегии
Abstract: The article presents observations of the development of literature as a social institution today, the main specific feature of which is determined by democratization – a temporary absence of state or moral imperatives that affect both the poetics of the text and its social advancement. The situation of temporary social refusal from programs and prescriptions seems paradoxical for the literature itself (the article gives a brief historical and analytical reference on how the Russian literary process was regulated, and outlines the modern reasons for democratization). The participants of the literary field form a complex of reactions, ideas and strategies that can be characterized as demophobia (the term of the politologist E. Schulman) — an attempt to protect themselves from the freedoms granted to literature. The main features of demophobia are the appearance of apocalyptic scenarios of development of literature as a social institution (according to them the roles of the author and the reader are leveled), the evolution of two main strategies, which are observed today at all stages of production and publishing of the text (author — editor — seller — reader — storage). These main strategies are: 1) Refusal from own freedom: choice of specific, narrow-local themes as essential ones, the regulated type of behavior within the literary field, the search for own identity against the background of informative availability. 2) The radicalization of own rights: the subordination of the entire production system of the text, the execution of other people's roles and the attempt to take over other people's rights and freedoms.
Key words: RUSSIAN LITERATURE, LITERARY SITUATION, LITERARY PROCESS, DEMOCRATIZATION OF LITERATURE, DEMOPHOBIA OF LITERATURE, SOCIO-CULTURAL STRATEGIES

Для цитирования:

Пальчик, М. А. Демофобия современной литературной системы. Как литература боится своих свобод? / М. А. Пальчик // Филологический класс. – 2017. – №2 (48). – С. 7-13. DOI 10.26710/fk17-02-01 .

For citation

Palchik, M. A. Demophobia of the Modern Literary System: How Does Literature Fear Its Own Freedoms? / M. A. Palchik // Philological Class. – 2017. – №2 (48). – P. 7-13. DOI 10.26710/fk17-02-01 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.