Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-02-08
Аннотация: На материале текста-миниатюры Ирины Глебовой рассматривается реализация «памяти жанра» в современной прозе. Мы опираемся на идеи современных ученых, развивающих бахтинскую теорию жанра: соотношение жанра и дискурса, соответствующих нарративных стратегий в работах В. И. Тюпы, учитываем идею «жанров-реликтов» С. Зенкина. Глебова обозначила жанр своего произведения как «городской романс». Вместе с тем, произведение сочетает в себе признаки притчи и причитания. Глебова работает в зоне массового сознания, однако не транслирует общепринятые, «базовые» ценности, а проблематизирует их, ставит читателя в ситуацию нравственного выбора. Дискурсная стратегия убеждения сочетается в ее тексте с установкой на диалогизм сознаний автора и читателя, что наиболее очевидно в смене личных местоимений «мы», «он», «ты» по мере развертывания текста. Жанровый «диалог» дополнен «диалогом» с хрестоматийной русской классикой, входящей в сознание каждого. Бытовой предмет (пакет) приобретает черты образа-архетипа. Тема руинизации культуры советского прошлого, семиотики мусора и всевозможных отходов культуры прочно утвердилась в современном отечественном искусстве. В современной культуре, делающей мусор семиотическим объектом, за пустым полиэтиленовым пакетом закрепляются смыслы негативные (ненужность, пустота) и позитивные (легкость, свобода, полет). Вместе с тем, в ряде произведений последних лет проскальзывает неприятие тактики эскапизма. Пустота перестает казаться идеалом свободы и красоты, будучи опасно связанной с опустошенностью. Текст Глебовой, при кажущейся простоте и установке на живую разговорную речь, черты «женской прозы», по-своему продолжает традиции «петербургской поэтики».
Ключевые слова: МАЛЫЕ ЖАНРЫ; ПРИТЧИ; ПРИЧЕТЬ; РОМАНСЫ; СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ; УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; УКРАИНСКИЕ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ
Abstract: On the basis of the text miniature by Irina Glebova, the implementation of the “memory of the genre” in modern prose is considered. We rely on the ideas of modern researchers who develop the Bakhtin theory of the genre: the relationship between genre and discourse in the corresponding narrative strategies in the works of V. I. Tiupa; we also take into account the idea of “genre-relics” by S. Zenkin. Glebova marked the genre of her work as an “urban romance”. At the same time, the work combines the attributes of parable and keening. Glebova’s works are in the zone of mass consciousness, but they do not transmit the generally accepted and “basic” believes, but rather put the reader in a situation of moral choice. The discursive strategy of persuasion is combined in Glebova’s text with the dialogue of the author and the reader, which is most obvious in the change of personal pronouns “we”, “he”, “you” as the text unfolds. The genre “dialogue” is supplemented by a “dialogue” with the Russian classics existing in the minds of everybody. The household object (a plastic bag) acquires the features of the image-archetype. The theme of the ruinization of the culture of the Soviet past and the semiotics of garbage and all kinds of cultural waste are often present in contemporary Russian art. In modern culture, which makes garbage a semiotic object, an empty plastic bag symbolizes both negative (unnecessary, empty) and positive (levity, freedom, flight) meanings. However, a number of works of recent years reject the tactics of escapism. The emptiness ceases to seem the ideal of freedom and beauty, being dangerously associated with devastation. The text by I. Glebova, with apparent simplicity and the use of spoken language, as well as the features of “women's prose”, continues the traditions of “Petersburg poetics”.
Key words: SHORT STORY GENRE; PARABLE; KEENING; ROMANCE; SEMIOTICS OF CULTURE; WRITING; LITERARY GENRE; UKRAINIAN LITERATURE; UKRAINIAN WRITERS

Для цитирования:

Барковская, Н. В. Рассказ Ирины Глебовой "Полиэтиленовый пакетик, душа картофельного мешка": синтез жанровых традиций / Н. В. Барковская // Филологический класс. – 2018. – №2 (52). – С. 49-53. DOI 10.26710/fk18-02-08 .

For citation

Barkovskaya, N. V. Irina Glebova's story “Polyethylene sachet, the soul of the potato bag": synthesis of genre traditions / N. V. Barkovskaya // Philological Class. – 2018. – №2 (52). – P. 49-53. DOI 10.26710/fk18-02-08 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.