Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ: НАРРАТИВНЫЙ ДИСКУРС
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-03-06
Аннотация: Статья посвящена анализу повести А. П. Чехова «Живой товар», которая удостоилась лишь нескольких коротких упоминаний в научной литературе, однако предвосхищает художественные стратегии писателя в зрелый период творчества. Основной предмет настоящей работы — феномен имплицитной наррации. Речь идет о скрытых, неявных повествованиях, косвенно выраженных в тексте с помощью конструкций с прямой и несобственно-прямой речью. Референциальное поле таких повествований охватывает возможные события, постулируемые когнитивной деятельностью персонажей. Главная цель статьи — определить формы репрезентации и функции имплицитных нарративов в структуре чеховского текста. В работе применяются методы современной нарратологии, концептуально обоснованные в исследованиях В. И. Тюпы, В. Шмида, М.-Л. Райан, А. Палмера, П. Рикера. Сплетая «паутину» конфликтующих между собой имплицитных повествований, Чехов создает образ героя, подверженного угрозе дезидентичности. Пытаясь сохранить свою «самость», он создает альтернативную версию реальности, позволяющую, с одной стороны, скрыть неблаговидные поступки, с другой, — придать телеологический смысл собственному существованию. Также важным результатом проведенного исследования является создание аналитического инструментария, который может послужить моделью для дальнейшего научного поиска в сфере изучения имплицитной наррации в литературной прозе.
Ключевые слова: ИМПЛИЦИТНАЯ НАРРАЦИЯ; ПОВЕСТИ; УГРОЗЫ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
Abstract: The article is devoted to the analysis of A. P. Chekhov's story «A Living Chattel», which was awarded only a few short references in the literary works, but anticipates the artistic strategies of the writer in the mature period of creativity. The main subject of this work is the phenomenon of implicit narration. It is a question of hidden, implicit narratives, indirectly expressed in the text with the help of constructions with direct and improperly direct speech. The referential field of such narratives encompasses possible events postulated by the cognitive activity of the characters. The main purpose of the article is to determine the forms of representation and function of implicit narratives in the structure of the Chekhov’s text. The methods of contemporary narratology conceptually grounded in the researches of V. I. Tiupa, V. Schmid, M.-L. Ryan, A. Palmer, P. Ricœur are used in the article. Weaving the «web» of conflicting implicit narratives, Chekhov creates the image of a character in danger of disidentity. Trying to preserve his «self», he creates an alternative version of reality, which, on the one hand, conceals unseemly acts, on the other hand, gives a teleological meaning to his own existence. Another important result of the study is the creation of analytical tools that can serve as a model for further research in the field of the study of implicit narration in literary prose.
Key words: IMPLICIT NARRATION; STORY; THREAT; WRITING; RUSSIAN WRITERS

Для цитирования:

Агратин, А. Е. Особенности имплицитной наррации в повести А. П. Чехова "Живой товар": герой перед лицом угрозы дезидентичности / А. Е. Агратин // Филологический класс. – 2018. – №3 (53). – С. 41-47. DOI 10.26710/fk18-03-06.

For citation

Agratin, A. E. Features of implicit narration in the А. P. Chechov's story «A living chattel»: character to the face of the threat of disidentity / A. E. Agratin // Philological Class. – 2018. – №3 (53). – P. 41-47. DOI 10.26710/fk18-03-06.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.