Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-04-20
Аннотация: В статье исследуется лирический характер миниатюр В. П. Астафьева «Хлебозары» и «Сильный колос», которые входят в первую Тетрадь его книги «Затеси». Методологической основой анализа являются труды ученых (Ю. Н. Чумакова, Е. В. Капинос, Е. Ю. Куликовой, А. Хансен-Лёве и др.) о малых формах, вбирающих в себя свойства стиховых форм, и теории лирического сюжета Анализ лирического сюжета, воплощенного «пульсацией» олицетворений, позволяет установить Софийные свойства изображенного в миниатюрах мира. Эти свойства определяются философской идеей автора, связанной, как показала И. И. Плеханова, с темой Вечной Женственности. Они проявляют себя «нелинейными» изображениями Женственных черт природно-космического бытия как в «Хлебозарах», так и в «Сильном колосе». Целостный образ создается сменой и взаимосоотнесенностью разных граней женственного. Вместе с тем, миниатюра «Сильный колос», написанная семь лет спустя, имеет несколько иную нарративную и сюжетную структуру. Астафьев отказывается в ней от персонификации лирического субъекта, прибегая к косвенным формам его выражения: «крестьянскому хору», элементам автобиографизма. Но пытаясь дать главное слово самим хлебопашцам, писатель одновременно сохраняет за лирическим сознанием «право» рефлексии природного сознания и его трансляции. Вместе с тем женственная функция Матери-земли как ключевая мысль автора реализуется системой тематических мотивов. Лейтмотив природной мудрости подсвечивается семантикой мотивов тишины, тепла, темени, пламени. Ритмикосемантическую стройность этой системе придает мотив музыки.
Ключевые слова: ЛИРИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ; ЦИКЛ; СУГГЕСТИВНОСТЬ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ МОТИВЫ; ЛИРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ; СОФИЙНОСТЬ; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Abstract: The article studies the lyrical character of the miniatures «The Summer Lightning» (Khlebozary) and «The Rich Ear of Wheat» (Sil’nyy kolos) by V. P. Astafyev, which are included in the first Notebook of his book “The Notches” (Zatesi). The works of several authors (Yu. N. Chumakov, E. V. Kapinos, E. Yu. Kulikova, A. Hansen-Love, etc.) about small forms absorbing the properties of poetic forms, and the theory of lyrical plot served as a methodological foundation of analysis. Analysis of the lyrical plot expressed by a “fluctuation” of personifications allows the author of the article to reflect the Sophian properties of the world depicted in the miniatures. These properties are determined by the writer’s philosophical idea associated, as it was shown by I. I. Plekhanova, with the theme of Eternal Femininity. They reveal themselves in “nonlinear” presentation of Feminine traits of natural-cosmic being both in «The Summer Lightning» and «The Rich Ear of Wheat». The holistic image is created by an alternation and intercoordination of various facets of the feminine. However, the miniature «The Rich Ear of Wheat», written seven years later, has a slightly different narrative and plot structure. Astafyev refuses in it from personification of the lyrical subject and uses indirect forms of its expression: «peasants’ choir» and elements of autobiography. But trying to give the floor directly to grain farmers, the writer simultaneously believes that the “right” to reflection of the natural consciousness and its translation belongs to the lyrical consciousness. At the same time, the feminine function of Mother-Earth as the key idea of the author is realized by a system of thematic motifs. The keynote of natural wisdom is tinged with the semantics of the motifs of quietness, warmth, darkness, and flame. The music motif grants this system rhythmico-semantic harmony.
Key words: LYRICAL MINIATURES; CYCLE; SUGGESTIVENESS; LITERARY MOTIFS; LYRICAL PLOTS; HOLY WISDOM; RUSSIAN LITERATURE; RUSSIAN WRITERS; LITERARY CREATIVE ACTIVITY; REVOLUTIONS

Для цитирования:

Хрящева, Н. П. Способы трансляции природного сознания в «Затесях» В. Астафьева (на примере анализа лирических миниатюр «Хлебозары», «Сильный колос») / Н. П. Хрящева // Филологический класс. – 2018. – №4 (54). – С. 137-142. DOI 10.26710/fk18-04-20 .

For citation

Khryashcheva, N. P. Methods of Translation of Natural Consciousness in «The Notches» by V. P. Astafyev (on the example of analysis of the lyrical miniatures «Summer Lightning» and «Rich Ear of Wheat») / N. P. Khryashcheva // Philological Class. – 2018. – №4 (54). – P. 137-142. DOI 10.26710/fk18-04-20 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in