Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-01-05
Аннотация: Задача статьи - осуществить интертекстуальный анализ ряда современных прозаических текстов, содержащих переработанные образы тургеневских героинь, чтобы уяснить, как изменилось общее понимание сути женского персонажа в художественном тексте, а также показать различия в создании образа героини нового времени в индивидуально-авторской стратегии писателей конца XX - начала XXI века. В. Ерофеев открывает для российского читателя новый вид сильного глубокого женского образа. Его героиня несет в себе черты жертвенности, самоотречения, описанные классиками XIX века. Л. Улицкая значительно перерабатывает тургеневскую Асю, вводя в свой рассказ второстепенного персонажа со схожим именем, добавляет к образу «тургеневской девушки» жажду материального благополучия и абсолютную духовную жесткость. С. Стрельцов исследует проблему становления идеалом: показывает возможность любого человека, даже сироты из далекой Америки, достичь эталонный образ, воспетый классиком. Писатели-постмодернисты В. Курицын и Е. Попов в своих текстах показывают скептическое отношение к тургеневским героиням, иронизируют над ними, считая совершенно устаревшими и ненужными здесь и сейчас. Глубокое художественное исследование классического материала и его переосмысление в качестве ремейка заставляет современных авторов еще раз подчеркнуть «музейность» классики и ее оторванность от жизни в XX-XXI веках.
Ключевые слова: ИНТЕРТЕКСТЫ, СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ, ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ, ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ
Abstract: The goal of the article is to carry out an intertextual analysis of a number of modern prose texts and their fragments written in the end of XX and the beginning of the XXI centuries. Such an analysis allows to determine if the general understanding of the female image has changed in literature and to show the differences in description of a female character in the works of the writers of the end of XX and the beginning of the XXI centuries. V. Erofeev presents for the Russian reader a new kind of strong deep female image. His heroine bears the features of sacrifice and self-denial employed by the writers of the XIX century. L. Ulitskaya significantly changes Turgenev’s Asya; introducing into her story a secondary character with a similar name she adds to the image of the «Turgenev’s girl» a thirst for material prosperity and absolute spiritual rigidity. S. Streltsov explores the problems of becoming an ideal: he shows the possibility of any person, even orphans from America, to achieve a standard image praised by Turgenev. Post-modern writers V. Kuritsyn and E. Popov in their texts show skeptical attitudes towards Turgenev’s heroines, poke fun at them considering them completely obsolete and unnecessary here and now. A deep study of the classical literature and its remake make contemporary authors once again emphasize the «museum nature» of the classical literature and its isolation from the life of the XX-XXI centuries.
Key words: INTERTEXTS, MODERN RUSSIAN LITERATURE, LITERATURE IMAGES, FEMALE IMAGES, RECONSIDERATION

Для цитирования:

Гимранова, Ю. А. Трансформация образа «тургеневской девушки» в современной русской прозе / Ю. А. Гимранова // Филологический класс. – 2018. – №1 (51). – С. 33-38. DOI 10.26710/fk18-01-05 .

For citation

Gimranova, J. A. Transformation of the Image of «Turgenev’s Girl» in Modern Russian Prose / J. A. Gimranova // Philological Class. – 2018. – №1 (51). – P. 33-38. DOI 10.26710/fk18-01-05 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.