Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/FK19-01-15
Аннотация: Статья предлагает возможный урок по изучению творчества Г. Р. Державина в школе. Предлагается материал, который может быть использован учителем при составлении как собственных уроков, так и факультативных занятий по литературе XVIII века в гуманитарных классах. Указано место предлагаемого урока в системе занятий по творчеству поэта: от уже изученных «государственных» од учащиеся переходят к его духовным одам, вдумчивое чтение которых расширит представление девятиклассников об этом жанре. Обоснован отбор произведений художника («Ласточка», «На смерть князя Мещерского», «На тленность»). Рассмотрение духовных од Державина ведется с учетом их идейно-тематического родства: произведения объединены мучительностью размышлений поэта над феноменом человеческой смерти, которые приводят его к понимаю смысла и предназначения земной жизни. Ода «На тленность» рассматривается как подготовительный этап «Памятника». Раздумья поэта относительно смысла творчества в этой оде проявляют мужество его сопротивления непреложному закону человеческого существования, выводят разговор о творчестве Державина на вневременной уровень. Предлагаются вопросы и задания для урока и самостоятельной работы школьников.
Ключевые слова: ДУХОВНЫЕ ОДЫ; РУССКАЯ ПОЭЗИЯ; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; РУССКИЕ ПОЭТЫ; ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ; МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ; УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ; ДЕВЯТИКЛАССНИКИ
Abstract: The article offers a possible lesson for the study of creativity of Gavriil Romanovich Derzhavin in school. We offer material, which can be used by teacher to prepare their own lessons or used in optional lessons of literature of XVIII century in the humanitarian classes. The place of a presumed lessen on the poet`s works is noted; from already studied ‘governmental’ odes the students switch to his spiritual odes, deep reading of which broaden the 9 grade students idea of the genre. Justified collection of works by the artist: (“Swallow”, “On death of prince Meschersky”, “The River of Time in its Course...”). Consideration of Derzhavin’s spiritual odes is tailored to their subject matter, ideas: the works are United by the torment of contemplation of the poet on the phenomenon of human death, which lead him to understand the meaning and purpose of life on Earth. The ode “The River of Time in its Course...” is considered as the preparatory stage of “Monument”. The meditations of poet relative to the sense of creation in this ode manifest courage of his resistance to the immutable law of human existence. They derive conversation about the creation of Derzhavin to the symbolic level. Questions and tasks for the lesson and the independent work of schoolboys are proposed.
Key words: SPIRITUAL ODES; RUSSIAN POETRY; RUSSIAN LITERATURE; RUSSIAN POETS; POETIC CREATIVITY; LITERATURE TEACHING METHODS; METHODOLOGY OF LITERATURE AT SCHOOL; LITERATURE LESSONS; NINTH GRADERS

Для цитирования:

Когут, К. С. Духовные оды Г. Р. Державина на уроках литературы в 9 классе / К. С. Когут // Филологический класс. – 2019. – №1 (55). – С. 108-113. DOI 10.26170/FK19-01-15.

For citation

Kogut, K. S. Derzhavin’s Spiritual Odes in Literature Lessons in the 9th Grade / K. S. Kogut // Philological Class. – 2019. – №1 (55). – P. 108-113. DOI 10.26170/FK19-01-15.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in