Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/FK19-01-05
Аннотация: Внутренняя эмиграция, в которой оказались после Октябрьской революции такие крупнейшие русские поэты, как Ахматова, Мандельштам (далее – О. М.) и др., стала для них тяжелейшим, мучительным испытанием. В статье показан состав этого в советских условиях фатального социопсихического состояния, выражающего социальное отчуждение и изгойство поэтов. Реальной проблемой стало выживание уже не только художника, но просто человека. Состояние отчужденности и изгойства необходимо было избыть. В статье делается попытка ответить на вопрос: каким образом преодолевается деструктивная роль практически безвыходной ситуации внутренней эмиграции? Гипотеза автора: функцию духовного одоления-преодоления, а также компенсации разрушительной для хрупкой субъективности поэтов социальной реальности «советского» берет на себя поэзия. Отвечая на вопрос «как решается эта проблема в поэзии О. М.?», автор исходит из понимания искусства как продолжения, удвоения и реализации потенциала культуры. «Духовно-психическое убежище» поэтов – внутренних эмигрантов создается по общей логике и в общих структурах / матрицах культуры как процесса и результата освоения мира людьми. У культуры два «базовых» предметных направления освоения. Первое: преобразование-очеловечивание природы. Второе: организация совместной жизни людей, или производство социума. Поскольку поэт как человек – существо социальное, для своей нормальной жизни нуждающееся в общности, общении и идентификации, постольку альтернативой социальному отчуждению, изгойству и одиночеству выступает поэтически конструируемое виртуальное общество, ценностно близкое поэту. Анализируя этот «социум О. М.», автор, помимо культурологического подхода, опирается на теорию общества и общности Ф. Тённиса, идеи социального конструктивизма, социокультурной антропологии, герменевтики. В статье показаны основные составляющие «идеального» социума поэзии О. М., взятые из социокультурного прошлого и настоящего, и его духовно-психологические «эффекты»: обретение общности с другими людьми и реализация своей социокультурной идентичности. Отмечается, однако, что поэтическая «социальная реальность», помогая О. М., не устраняет драматизма и трагизма его существования.
Ключевые слова: ВНУТРЕННЯЯ ЭМИГРАЦИЯ; СОЦИАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ; РУССКАЯ ПОЭЗИЯ; РУССКИЕ ПОЭТЫ; ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО; СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ; СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Abstract: Inner emigration in which such greatest poets as Akhmatova, Mandelstam (further O. M.) and others found themselves after the October revolution became a devastating and agonizing ordeal. The article shows this fatal under the Soviet system socio-psychic state which reflects social alienation and pariahhood of the poets. The real problem was survival of not just an artist but a human being. What was needed was a breakdown of the state of alienation and pariahhood. The article addresses the question: How can the destructive role of a virtually no-win situation of inner emigration be dealt with? The author’s hypothesis: poetry assumes the function of spiritual surmounting-overcoming as well as compensation for a social reality of “the Soviet” deeply corrosive to the poets’ fragile subjectivity. Responding to a question on “how this problem is resolved in O. M. poetry” the author recognizes understanding of art as a continuation, duplication and realization of culture’s potential. “Spiritually-psychic” shelter of poets-inner èmigrès is created according to common logic and general structures / matrixes of culture as a process and the result of human cultural familiarization with the world. Culture has two “basic” substantive lines of mastering. The first one: transformation-humanization of nature; the second one is the provision of organized living, or the production of socium. Since a poet as a human is a social being in need of community, communication and identification, then a poetically constructed virtual society with values close to these of the poet acts as an alternative to social pariahhood, alienation and loneliness. Analyzing this “O. M. socium” the author, in addition to the culturological approach, rests on F. Tönnies community-society theory, ideas of social construction, socio-cultural anthropology, and hermeneutics. The article presents principal elements of an “ideal socium” in the poetry of O. M. (elements taken from its socio-cultural past and present) and spiritual-psychological “effects” of this “socium”: acquisition of togetherness and mutual bonds, and realization of socio-cultural identity. It is noted, however, that this poetical social reality, while being helpful to O. M., fails to remove the drama and tragedy from his existence.
Key words: INNER EMIGRATION; SOCIAL ALIENATION; RUSSIAN POETRY; RUSSIAN POETS; POETIC CREATIVITY; SOCIAL REALITY; SOCIAL ISOLATION; SOCIO-CULTURAL IDENTITY

Для цитирования:

Закс, Л. А. Преодоление внутренней эмиграции в поэзии О. Мандельштама / Л. А. Закс // Филологический класс. – 2019. – №1 (55). – С. 34-43. DOI 10.26170/FK19-01-05.

For citation

Zaks, L. A. Resolving Inner Emigration in O. Mandelstam Poetry / L. A. Zaks // Philological Class. – 2019. – №1 (55). – P. 34-43. DOI 10.26170/FK19-01-05.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.