Архив журнала
Стихотворение Оскара Кокошки «Грезящие юноши» – маленький шедевр экспрессионизма: свое и чужое
- 3772
- Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-01-18
Аннотация: В статье на примере стихотворения в прозе австрийского художника и писателя
Оскара Кокошки (1886–1980) «Грезящие юноши» (1908) обсуждается проблема «своего и чужого»
в творчестве этого «двойного дарования» в контексте европейского экспрессионизма. Данное стихотворение выбрано в качестве объекта исследования не случайно – во-первых, современное литературоведение считает его «первым новым немецким стихотворением», в котором отразились все
возможные характеристики литературы раннего европейского модернизма, а во-вторых – оно представляет собой один из шедевров «синтетического искусства» – Gesamtkunstwerk, этой магистральной линии развития искусства начала ХХ века. О. Кокошка – один из выдающихся представителей
Gesamtkunstwerk, пионер в области «семантического ремонта языка» (Ф. Ницще) и наследник традиций венского модерна в изобразительном искусстве. Проблема, обсуждаемая в статье, затрагивает
позицию художника относительно оценки собственного творчества – степени его новаторства, его
места в современном искусстве и литературе, его отношения к традициям. В этом вопросе личность
О. Кокошки чрезвычайно показательна – поэт, демонстрирующий крайнюю степень неприятия любых параллелей с предшественниками и современниками в автобиографических высказываниях, противоречит себе в собственном творчестве. Художник настаивает на том, что завоевал право на самостоятельность и не подвержен чужому влиянию, но как житель Вены
в период расцвета венского модерна, сознательно или бессознательно, впитывает все лучшие образцы литературы и искусства, представленные в известных во всем мире музеях города и обсуждаемые в классах одного из лучших учебных заведений
Европы, в Школе ремесел при Музее искусства и индустрии (Kunstgewerbeschule), где учился юный Кокошка. И чем настойчивее он отрицает любое воздействие, особенно экспрессионистские веяния, тем любопытнее рассматривать эти «чужие следы»
в его творчестве. Экспрессионизм также претендовал на роль первопроходца и радикального новатора в литературе и искусстве, но позже вынужден был признаться, что подпитывался энергией далеких предков – готикой, искусством Возрождения и
примитивных народов, наивным искусством. Экспрессионистское стихотворение О. Кокошки демонстрирует процесс обращения чужого в свое.
Ключевые слова: ЭКСПРЕССИОНИЗМ; МОДЕРНИЗМ; ЮГЕНДСТИЛЬ; СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО; ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИ; АВСТРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; АВСТРИЙСКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ
Для цитирования:
Пестова, Н. В. Стихотворение Оскара Кокошки «Грезящие юноши» – маленький шедевр экспрессионизма: свое и чужое / Н. В. Пестова // Филологический класс. – 2019. – №1 (55). – С. 125-129. DOI 10.26170/FK19-01-18.