Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Рубрика: Поэтика русской литературы ХIХ века
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/FK19-02-19
Аннотация: В статье впервые системно рассматривается статус феномена безмолвия как одного из важнейших средств выражения авторской позиции в романе «Дворянское гнездо» с применением методики медленного чтения. Анализируются ключевые сцены тургеневского текста, через них обозначается ценностное позиционирование в системе персонажей (оппозиция «безрелигиозного гуманизма» и «христианской этики»). Авторами статьи показан процесс создания ощутимости для читателя смыслового остатка Тургеневым в картине непосредственно изображенного и произнесенного. Это призвано обозначить переход героев за черту отграниченности конкретно-исторического через природу художественного слова. Так Тургеневым создается своя версия «высшей реальности» в «Дворянском гнезде» и, соответственно, поле культурного диалога с творчеством его великих современников-реалистов. В статье последовательно выявляется взаимодействие аксиологического и поэтологического планов русского классического реализма, что особенно важно для понимания этого общемирового феномена как учителем, так и учащимися. Детальность и методичность анализа призваны помочь учителю выстроить свою версию урока в школе с учетом различных, но взаимодополняющих авторитетных концепций в отечественной науке об искусстве художественного слова применительно к конкретному литературному направлению.
Ключевые слова: КЛАССИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ; АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ; ФЕНОМЕН БЕЗМОЛВИЯ; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; РОМАНЫ; ХРИСТИАНСТВО; БЕЗРЕЛИГИОЗНЫЙ ГУМАНИЗМ
Abstract: The article presents the first attempt to systematically examine the status of the phenomenon of silence as one of the most important means of expressing the author’s position in the novel “Noble Nest” using the method of slow reading. It analyzes the key scenes of Turgenev’s text, and through them identifies the value-based positioning in the system of characters (the opposition between “religious humanism” and “Christian ethics”). The authors of the article show the process of creating perceptibility for the reader of the semantic residue by Turgenev in the picture of the directly depicted and spoken. This is designed to mark the transition of the characters beyond the boundaries of the concrete historical background through the nature of the word of art. In this way Turgenev created his own version of the “higher reality” in the “Noble Nest” and, accordingly, the field of cultural dialogue with the works of his great contemporaries-realists. The article consistently reveals the interaction between the axiological and poetological planes of the Russian classical realism, which is especially important for the understanding of this global phenomenon by both teachers and students. The detailed and meticulous analysis are designed to help the teacher to build up their version of a lesson at school taking into account different but complementary conceptions in the national science of the art of artistic expression in relation to a particular literary direction.
Key words: CLASSICAL REALISM; AUTHOR’S POSITION; PHENOMENON OF SILENCE; RUSSIAN LITERATURE; RUSSIAN WRITERS; LITERARY ACTIVITY; NOVELS; CHRISTIANITY; NON-RELIGIOUS HUMANISM

Для цитирования:

Комаров, С. А. «Да и к чему было говорить…»: безмолвие в системе средств выражения авторской позиции («Дворянское гнездо» И. С. Тургенева) / С. А. Комаров, В. В. Маркова // Филологический класс. – 2019. – №2 (56). – С. 142-148. DOI 10.26170/FK19-02-19.

For citation

Komarov, S. A. “And there was no Need to Say Anything …”: Silence in the System of Means of Expression of the Author’s Position (“The Noble Nest” by Ivan Turgenev) / S. A. Komarov, V. V. Markova // Philological Class. – 2019. – №2 (56). – P. 142-148. DOI 10.26170/FK19-02-19.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.