Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-03-20
Аннотация: В статье рассматривается воплощение постмодернистского биографического дискурса в романе швейцарского немецкоязычного писателя Урса Видмера «Дневник моего отца». В качестве критериев анализа выбраны определенные характеристики постмодернистского текста, реализация которых отслеживается в данном произведении. При помощи метода структурного анализа выявляются соответствующие поэтологические особенности романа, а именно, принцип его организации, при этом акцентируется связь между смыслом и способами его воплощения в тексте. К первой особенности постмодернистского письма, нашедшей подтверждение в романе, относится разнообразие повествовательной перспективы. В произведении превалирует повествовательная точка зрения рассказчика (Er-Erzählsituation), при помощи которой достаточно отстраненно описывается биография семьи и сложный исторический период; также ведется повествование от 1-го лица (Ich-Erzählsituation), придающее роману автобиографическое измерение; присутствует и повествование от лица персонажа романа – отца, – который выражает свое отношение к происходящему в интертекстуальных вставках (страницах из его дневника). Непоследовательное изложение событий, отсутствие хронологического порядка, фрагментарный характер повествования и включение в текст произведения отрывков из дневника, то есть текста, относящегося к иному жанру, также относятся к постмодернистским особенностям романа. «Скользящий» хронотоп, переплетающиеся мотивы и темы, интертекстуальные ссылки внутри самого произведения создают сложную структуру романа, напоминающую структуру музыкального полифонического произведения – фугу. Еще один признак постмодернистского текста – размытие границ между фактическим и вымышленным – подтверждается мнением Урса Видмера о важной роли автобиографического начала в его творчестве и о принципиальном отсутствии какой-либо объективности в воспоминаниях. В статье подчеркивается, что, несмотря на наличие определенных признаков постмодернистского дискурса, роман нельзя отнести к постмодернистским антибиографиям. Биографическое время в произведении не организовано в соответствии с хронологическим принципом, однако жизнь представлена в нем как связанное воедино целое, включающее совокупность событий и являющееся определенной историей индивидуального существования. Статья намечает дальнейшие направления исследования поэтологических особенностей романа.
Ключевые слова: ПОСТМОДЕРНИЗМ; ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ТЕКСТЫ; АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ; БИОГРАФИИ; БИОГРАФИЧЕСКИЙ ДИСКУРС; ДНЕВНИКИ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ МОТИВЫ; ХРОНОТОПЫ; ФУГА; ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ, ШВЕЙЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; ШВЕЙЦАРСКИЕ ПИСАТЕЛИ; РОМАНЫ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Для цитирования:

Stichina, I. A. Postmoderne Biographik im Roman von Urs Widmer „Das Buch des Vaters“ / I. A. Stichina // Филологический класс. – 2019. – №3 (57). – С. 143-148. DOI 10.26170/FK19-03-20.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.