Рубрика: ГОТОВИМСЯ К УРОКУ: ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-03-14
Аннотация: Автор статьи полагает, что рассмотрение на уроках литературы в старших классах современной отечественной лирики, содержащей интертекстуальные отсылки к литературе прошлых лет, выступает способом организации вдумчивого, «филологического» подхода к тексту и одновременно способом актуализации уже изученного в курсе литературы ХVIII-ХХ веков, что способствует подготовке учащихся к выпускным экзаменам. В процессе разговора о лирических текстах современных поэтов возможен «выход» на разговор о лирике Державина, Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Блока, Мандельштама и других поэтов. Предлагаются модели освоения в старших классах двух стихотворений современных авторов (А. С. Кушнера и К. Арбенина), объединенных темой творчества, поэзии. В процессе работы над стихотворениями на уроке (используются фронтальная, групповая формы занятия) происходит не только освоение специфики лирического текста (значимая на малом пространстве лирического произведения «конфликтность» элементов художественной формы – предметных деталей, слов, принадлежащих разным стилевым регистрам), но и освоение функций цитаты в художественном тексте: у А. С. Кушнера цитата – способ создания собирательного образа литературы и культуры, у Арбенина – способ зафиксировать «устоявшееся», то, что поэту хочется преодолеть в поисках «своего» слова.
Ключевые слова: СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ; ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО; УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ; МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ; СТАРШЕКЛАССНИКИ; ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ; ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА; ФУНКЦИИ ЦИТАТ; ЦИТАТЫ

Для цитирования:

Храмцова, Р. А. Тема творчества/поэзии в современной лирике: проект урока литературы в старших классах / Р. А. Храмцова // Филологический класс. – 2019. – №3 (57). – С. 102-107. DOI 10.26170/FK19-03-14.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.