Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-04-03
Аннотация: Английский язык – один из самых популярных иностранных языков в России. Его изучают во всех государственных школах, в вузах и во многих языковых центрах России. Существует большое количество учебников английского языка, но чаще всего их содержание подвергалось анализу с точки зрения используемой методики, структуры урока, особенностей упражнений и др. Учебники являются носителями культуры, учебные материалы формируют отношение учащихся как к стране изучаемого языка, так и к родной культуре. Настоящее исследование посвящено анализу когнитивных стратегий презентации образа России в учебниках английского языка, изданных британскими издательствами Pearson Longman, Cambridge University Press, Oxford University Press. В ходе исследования было выявлено девять когнитивных стратегий презентации образа России, востребованных учебниками. Самыми распространенными оказались следующие: представление общих, поверхностных знаний о России; акцентирование роли русского языка в современном мире; включение феноменов русской культуры в мировой культурный фонд; тиражирование стереотипных представлений о русской культуре в ее отрыве от современного социокультурного контекста. Кроме того, в некоторых учебниках задействована когнитивная стратегия отказа от освещения феноменов российской культуры в пользу культуры других стран. Несмотря на небольшое количество информации о России в британских учебниках английского языка, отмечается низкая востребованность явно негативных контекстов, связанных с Россией; в основном анализируемые учебники не дают никакой оценки, контексты нейтральны. Выбор именно этих когнитивных стратегий авторами учебников создает предпосылки к формированию положительного отношения к России, интереса к нашей культуре, известным людям и отказа от распространенных негативных стереотипов.
Ключевые слова: КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ; ОБРАЗ РОССИИ; УЧЕБНИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА; АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Для цитирования:

Пирожкова, И. С. Когнитивные стратегии презентации образа России в британских учебниках английского языка как иностранного / И. С. Пирожкова // Филологический класс. – 2019. – №4 (58). – С. 31-39. DOI 10.26170/FK19-04-03.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.