Рубрика: ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА: ФИЛОСОФСКИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИСКУРСЫ
Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-04-14
Аннотация: Цель статьи – рассмотреть три наиболее ярких случая влияния Освальда Шпенглера на художников и мыслителей США (Ф. Скотт Фицджеральд, Дж. Керуак, А. Блум). Предмет – шпенглерианские культурные концепты, которые оказались наиболее им близки, и мировоззренческие основания выявленного трансфера культурных концептов. Методология – одна из современных модификаций компаративного метода – изучение культурного трансфера (культурных перемещений). Начало влияния Шпенглера на Фицджеральда относится к «Великому Гэтсби». В статье обращается внимание на то, что заглавные герои двух последних незаконченных романов писателя могут рассматриваться как фаустовский человек в начале и конце исторического цикла. Джек Керуак (Kerouac) принадлежал к поколению «битников». Само слово «бит» восходит к английскому переводу «космического ритма» – концепта, столь важного в картине мира Шпенглера. Керуак развивал темы, намеченные Шпенглером: отупляющее и разрушительное влияние города на современного человека, феномен отчуждения, противопоставление жизни интеллекта реальному существованию, непостижимость концепта времени, значение памяти, неукротимое стремление фаустовского человека к движению и совершенствованию. Проанализировано авторское переосмысление концепта «фелллаха», заимствованного Керуаком у Шпенглера, сделано предположение о влиянии идей Шпенглера на поэтику «спонтанной прозы». В шпенглеровскую парадигму вписывается и общая направленность мысли американского социолога и философа А. Блума (Bloom), чья знаменитая книга «Закат американского разума» (The Closing of the American Mind, 1987) стала первой ласточкой «культурных войн» в США. Его роль в интеллектуальной жизни США конца ХХ века близка тому, чем Шпенглер был для Германии своего времени. Каждая из трех рассматриваемых фигур стала выразителем поколенческих культурных трансформаций («потерянное поколение», «бит-поколение», поколение «культурных войн»), что подтверждает рекуррентную созвучность идей Шпенглера периодам парадигматических культурных сдвигов. Выводы могут быть использованы при изучении и осмыслении культуры США ХХ века, ее взаимосвязей с европейской интеллектуальной традицией.
Ключевые слова: КУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФЕРЫ; АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА; ЦИВИЛИЗАЦИИ; ФАУСТОВСКИЙ ЧЕЛОВЕК; КОСМИЧЕСКИЕ РИТМЫ; КУЛЬТУРНОЕ СОЗНАНИЕ; НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Для цитирования:

Анцыферова, О. Ю. Шпенглерианство в американском культурном сознании / О. Ю. Анцыферова // Филологический класс. – 2019. – №4 (58). – С. 109-117. DOI 10.26170/FK19-04-14.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.