Архив журнала
«Ангельские создания» в прозе В. Распутина: специфика репрезентации, функционал
- 1791
- Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-02-02
Аннотация: Цель статьи – анализ типологии вестников (от др.-греч. ἄγγελος, angelos) в прозе В. Распутина: от языческих медиаторов, юродивых до святых и «ангельских созданий». В духовной культуре вестник – «сверхчеловеческое существо, посредник между человеком и богом». В работе исследованы поэтика встречи и общения с вестниками (хронотоп и обстоятельства), изменение их функций. Описано своеобразие вести, тайны, которую посланники открывают героям. Важность образов вестников, усилиями которых осуществляется связь между временами и пространствами, определена спецификой мировоззрения писателя, основу которого составляет вера в единство Вселенной и человека. Герои видят пророческие сны, видения, общаются с умершими предками, что соответствует базовым практикам визионерства. Вестники в прозе художника, помимо основной миссии, имеют свой особенный функционал, который и подчеркивает типология. Вестники-медиаторы связывают различные миры, легко проникая через границы (ворона из рассказа «Что передать вороне?»); мудрые старухи, юродивые могут приблизиться к тайне, распахнуть границы существования в пределы неназываемого. Святые и ангельские создания (Наташа из одноименного рассказа, девочка Катя из «Нежданно-Негаданно», медсестры с «иконописными лицами» из рассказа «В больнице») изначально связываются с чудом. Встреча с ангелом выстраивается по апокрифической модели отношений испытателя и испытуемого, мгновенно выявляя духовный потенциал личности. Образы ангелов тоже разнятся между собой. Если образы Наташи, красавиц медсестер соотнесены с фигурой ангела-хранителя, спасающего героя здесь и сейчас, то девочка Катя – с образом Свидетеля Бога. Появление Свидетеля в земных пределах происходит, как правило, в трагические времена. Акцент на ангельских образах в позднем творчестве мастера связан с усилением трагизма мироощущения, он не может не видеть истончение веры, роковое бессилие народа. Писатель впадает в отчаяние, однако, надеется на возможность чуда, жажда которого пронизывает его позднюю прозу.
Ключевые слова: ВИЗИОНЕРСКИЕ ПРАКТИКИ; ХРОНОТОПЫ; АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ; РАССКАЗЫ; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ.
Для цитирования:
Ковтун, Н. В. «Ангельские создания» в прозе В. Распутина: специфика репрезентации, функционал / Н. В. Ковтун // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №2. – С. 19–32. DOI 10.26170/FK20-02-02.