Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-02-14
Аннотация: В статье анализируются особенности портретных характеристик персонажей на материале малой прозы В. Я. Брюсова и автобиографической повести А. Белого «Котик Летаев», которые ранее не становились предметом отдельного интереса в связи с мифотворчеством символистов. Если писатели второй половины XIX в. сравнивают исходное и финальное психологические состояния героя, оценивают произошедшие метаморфозы, что нередко отражается в многочисленных портретах персонажей, то символисты оперируют другой формой психологизма – синтетической. В первой части статьи анализируются особенности включения визуальных характеристик персонажей в текст в малой прозе В. Я. Брюсова, что позволяет сделать следующий вывод: портретные детали, которые писатель вводит в текст произведения, усиливают многогранность художественных образов, поддерживая символистскую идею непостижимости истины или наличия множества истин, а в сборнике «Земная ось» способствуют созданию общего настроения произведения и поддерживают лейтмотив утраты границы между сном и явью, действительностью и миром фантазии. Во второй части статьи исследовательское внимание обращено на особенности функционирования портретных деталей в повести А. Белого «Котик Летаев», где на изображение внешнего облика, несомненно, повлияло восприятие человеческой сущности и человеческой фигуры Белым сквозь призму антропософских воззрений на человека, состоящего, согласно этой теории, из разных тел-оболочек (тела астрального, тела эфирного и тела физического). Кроме того, отмечается, что писателя интересует не «биологическая» составляющая человека, т. е. реально существующая или существовавшая личность (несмотря на то, что повесть содержит автобиографические детали). Предметом изображения становятся фантазийные метаморфозы, причудливым образом переплетающиеся с прошлым и будущим, что обусловливает особенности введения в текст портретных характеристик. Таким образом, в русской литературе начала XX в. отчетливо проступили новые подходы к изображению психологии героя, что повлекло за собой изменение традиционных подходов к визуализации облика персонажа.
Ключевые слова: ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ; РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ; МИФОТВОРЧЕСТВО; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Для цитирования:

Дровалева, Н. А. Художественная специфика портрета в символистской прозе (В. Я. Брюсов и А. Белый) / Н. А. Дровалева // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №2. – С. 159–168. DOI 10.26170/FK20-02-14.