Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-02-22
Аннотация: В статье с опорой на исследования в области психологии чтения, социологии чтения, психолингвистики, литературоведения, методики преподавания литературы, дано разъяснение механизмов восприятия художественного текста читателем-школьником, объясняющих закономерный характер нелюбви подростков к чтению русской классики. Актуальность систематизации научных выводов по данной теме обусловлена кризисной ситуацией в области чтения и понимания современными подростками произведений школьного курса литературы как в России, так и в мире. На основе широкого привлечения разнообразного материала (материалов международных конференций, отчетов о результатах исследований PIRLS и PISA, отчетов ФИПИ по результатам ЕГЭ, отечественных и зарубежных научных публикаций) сформулирован круг вопросов, осмысляемых мировым научно-педагогическим сообществом как проблемные: низкая мотивация школьников к прочтению произведений школьной программы, формирование модели «скользящего» и «фрагментарного» чтения и др. С опорой на данные социологии чтения, интерпретированные с позиций психологии чтения и психолингвистики, объясняющих механизмы восприятия и понимания прочитанного влиянием субъективного опыта и степенью близости психологической структуры сознания читателя и автора, в статье осуществляется переакцентировка проблемного поля. А именно: визуализацию культуры, влияние интернета, падение престижа чтения в обществе и т. д., чаще всего называемые в качестве причин проблем подросткового чтения, предлагается рассматривать в качестве следствий, обусловленных особенностями функционирования той части мышления человека, которая отвечает за восприятие художественных текстов. Сделанные выводы подтверждаются привлечением данных психологии личности и возрастной психологии, историко-функционального литературоведения. Систематизированные научные данные позволяют составить достаточно полное представление о соответствующем проблемном поле в его исторической динамике и современном состоянии, методах и подходах к изучению данной темы, а также обозначить ряд обязательных условий развития читателя-школьника.
Ключевые слова: КРИЗИС ЧТЕНИЯ; ПСИХОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ; СОЦИОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ; ПСИХОЛИНГВИСТИКА; ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ; ПОДРОСТКИ; ЧТЕНИЕ ПОДРОСТКОВ; ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ; ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ; ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТОВ; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ; МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ.

Для цитирования:

Обласова, Т. В. Почему подростки не любят читать классику? / Т. В. Обласова, Е. А. Логинова // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №2. – С. 247–257. DOI 10.26170/FK20-02-22.