Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-03-21
Аннотация: Одна из актуальных проблем изучения национальных литератур – необходимость дидактизации произведений. Такая проблема стоит и перед литературой российских немцев. Для того чтобы российско-немецкая литература стала предметом изучения на уроках в школе, в том числе высшей, важно дидактизировать ее, создать методические разработки уроков и занятий. Вниманию читателя предлагается план-конспект по творчеству писателя – российского немца Виктора Кляйна. Цель исследования – рассмотреть содержание и структуру поэмы Виктора Кляйна «Jungengespräch» в аспекте дидактизации. Цель занятия – целостный анализ поэмы «Jungengespräch» в контексте художественного своеобразия поэтики Виктора Кляйна. Адресная аудитория: слушатели Института этнокультурного образования (Москва), для которого автор статьи написал учебную программу по литературе российских немцев, студенты первого курса филологических факультетов, изучающие немецкий язык. В качестве оборудования и материалов используются произведения Виктора Кляйна, воспоминания о нем, иллюстративный материал к занятию (портреты Виктора Кляйна и его современников, обложки его книг), проектор, географическая карта Советского Союза, раздаточный материал (карточки), аудиозаписи воспоминаний о В. Кляйне. Среди методических инструментов – элементы дискуссии, форма «круглого стола», элементы конференции, общение «малых полемических групп», баскет-метод, выразительное чтение, мелодекламация, графическая схема, эксперимент с архичитателем. Поскольку немецкий язык одновременно один из языков мирового значения и один из языков народов России, литература российских немцев представляет собой учебный материал, индикаторный для изучения как германистики, так и этнической картины мира и культуры одного из народов России. Занятие по поэме Виктора Кляйна «Jungengespräch» направлено на формирование индивидуального рисунка восприятия этого произведения у каждого читателя: сколько читателей, столько и поэм «Jungengespräch». В ходе занятия ставится акцент на формировании мировоззрения учащегося как объемной, полиокулярной картины мира, включающей в себя этническое многообразие.
Ключевые слова: Литература российских немцев; национальная литература; Виктор Кляйн; дидактизация; план-конспект занятия.

Для цитирования:

Зейферт, Е. И. Дидактизация литературы российских немцев: занятие по поэме Виктора Кляйна «Jungengespräch» / Е. И. Зейферт // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №3. – С. 244-250. DOI 10.26170/FK20-03-21.