Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-03-07
Аннотация: В статье рассматриваются произведения современных американских писателей-лауреатов Пулитцеровской премии 2015–2017: «The Sympathizer», «Nothing Ever Dies» [Nguyen 2015, 2016]; «Underground Railroad» [Whitehead 2016]; «Less» [Greer 2017]. Проблемой исследования является выявление корреляции смыслового содержания произведения, представленного концептами в составе концептуальной категории с продуцированием ассоциативно-смыслового поля (АСП) и лексико-синтаксических особенностей (лексических и синтаксических «узлов»), реализованных в тексте. Исследовав на начальном этапе два разножанровых произведения современного американского писателя Вьет Тан Нгуена «The Sympathizer», «Nothing Ever Dies» [Nguyen 2015, 2016], авторы предположили, что концептуальная категория memory, образованная с участием концептов ethics, memory, power, dual, global, участвует в формировании сюжета художественного произведения и наполнения его определенным смысловым содержанием. В статье анализируются представленные выше компоненты концептуальной категории memory и авторские текстообразующие лексико-синтаксические приемы, такие как широкая представленность слов-интернационализмов, односоставных высказываний и пролонгированных цепных чередований. К текстам художественных произведений применяются концептуальный и структурный методы анализа, которые приводят к получению результатов, указывающих на основы построения сюжета художественного нарратива и наполнения его смысловым содержанием при активации концептуальной категории авторского сознания memory (АС memory). В заключении статьи авторы подчеркивают отличия и сходства представленных произведений, выраженные в составе ассоциативно-смысловых полей (АСП) текстов, образованных с компонентным участием концептов ethics, memory, power, dual, global. АСП является когнитивным результатом художественного выражения текста, который, в свою очередь, реализован на основе лексического корпуса и грамматической структуры современного английского языка и формализуется посредством организации сюжетной линии и наполнения текста определенным смысловым содержанием. Выводы касаются наличия в произведениях проанализированных прозаиков трех различных ассоциативно-смысловых полей со сходным базовым основополагающим когнитивным элементом – концептуальной категорией memory: 1) АС (Вьет Тан Нгуен) → The Sympathizer → АСП (Вьетнам) = Love – Life – War ↔ Memory ↔ Sensation – Child- ren = Your Memory ↔ Collective Memory; 2) АС (Колсон Уайтхед) → The Underground Railroad → АСП (Рабовладение) = Love – Life – Labor – Freedom ↔ Memory ↔ Justice – Children = Your Memory ↔ Collective Memory; 3) АС (Эндрю Гриер) → Less → АСП (Свободная Любовь) = Free-love – Life ↔ Memory ↔ Sensation – Loneliness = Your Memory ↔ Collective Memory.
Ключевые слова: Концепт; ассоциативно-смысловое поле; смысл; узел; авторское сознание; высказывание; художественный нарратив; сюжет.

Для цитирования:

Бутакова, Л. О. Компонентный состав концептуальной категории «memory» и ее роль в смыслообразовании текстов современной прозы / Л. О. Бутакова, К. А. Мячин // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №3. – С. 85–99. DOI 10.26170/FK20-03-07.