Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-04-02
Аннотация: Предметом настоящей статьи является образный строй романа А. Белого «Петербург» как репрезентатор творческой манеры автора. Целью статьи является обнаружение языковых факторов, которые обеспечивают единство текстов и продуцируют их своеобразие в контексте эстетических и мировоззренческих приоритетов писателя. Для реализации этой цели были использованы методы семантического и образного анализа, которые позволяют выявить приписываемые различным единицам текстового целого значения и обоснованно установить взаимодействие между ними. К числу основных результатов исследования можно отнести следующие утверждения. Целостность текстов обеспечивается наличием в них символов из масонской сферы. Эти символы получают различное воплощение, в их трансляции участвуют все языковые уровни: от фонетического до текстового, которые в своей совокупности позволяют передавать смысловое наполнение этих символов. Они в равной мере представлены в персонажной и в предметной сферах и постоянно дублируются посредством совокупности всевозможного типа синонимических замен. Областями применения указанных результатов могут быть многообразные уровни сложности преподавания русской литературы, монографическое описание стиля и идеологических предпочтений А. Белого, последующее выявление механизмов трансляции сложных семантических единиц в языке художественной литературы и за его пределами. На фактических результатах базируются следующие выводы. При создании текстов А. Белый не замыкался в рамках исключительно художественного способа познания и отражения реальности. Он в равной мере использовал художественный, научный, бытовой и религиозный способы. В результате он продуцировал синтетическое письмо, которое позднее стало первостепенно актуальным для мировой литературы. Использование такого типа письма можно считать одним из способов, которым А. Белый противопоставлял себя своему отцу – представителю научного способа познания.
Ключевые слова: Мистическое пространство; эзотерические образы; антропософские практики; масонский символ; конфликт «отец – сын».

Для цитирования:

Шунейко, А. А. Масонская составляющая «Петербурга» Андрея Белого / А. А. Шунейко, О. В. Чибисова // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №4. – С. 18–31. DOI 10.26170/FK20-04-02.

For citation

Shuneyko, A. A., Chibisova, O. V. (2020). Masonic Constituent of Andrey Bely’s “Petersburg”. In Philological Class. 2020. Том 25 ⋅ №4. P. 18–31. DOI 10.26170/FK20-04-02.

Об авторе (авторах) :

Шунейко А. А.

Комсомольский-на-Амуре государственный университет (Комсомольск-на-Амуре, Россия).

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5467-2214

Чибисова О. В.

Комсомольский-на-Амуре государственный университет (Комсомольск-на-Амуре, Россия).

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2709-2465

Список литературы:

Андрей Белый: pro et contra / сост., вступ. статья, коммент. А. В. Лаврова. – СПб. : РХГИ, 2004. – 1048 с.

Белый, А. Петербург: роман в восьми главах с прологом и эпилогом / А. Белый ; изд. подгот. Л. К. Долгополов. – СПб. : Наука, 2004. – 699 с.

Балаклеец, Н. А. Поэтика трансгрессии в романе Андрея Белого «Петербург» / Н. А. Балаклеец, В. Т. Фаритов // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2017. – № 48. – С. 116-130. – DOI: 10.17223/19986645/48/8.

Барковская, Н. В. Поэтика символистского романа / Н. В. Барковская ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 1996. – 286 с.

Глухова, Е. В. «Посвятительный миф» в биографии и творчестве Андрея Белого : дис. ... канд. филол. наук / Глухова Е. В.. – М. : [б. и.], 1998. – 184 c.

Драйсави, Х. К. М. «Петербург» и «Петербургская тема» в романе А. Белого / Х. К. М. Драйсави // Преподаватель XXI век. – 2018. – № 2. – С. 404–416.

Кацюба, Г. А. Антропософский дискурс поэтики символистов и футуристов (роман А. Белого «Петербург» и повесть В. Хлебникова «Ка») / Г. А. Кацюба // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. – 2010. – № 4. – С. 134–142.

Клинг, О. А. Спор о «великом меланхолике» и роман Андрея Белого «Петербург» (Пушкин – Гоголь – Белый) / О. А. Клинг // Новый филологический вестник. – 2017. – № 3 (42). – С. 137-148.

Кожевникова, Н.  А. Ритм и синтаксис прозы А. Белого / Н.  А. Кожевникова // Русский язык. – 2005. – № 20. – С. 38–45.

Кондаков, Ю. Е. Орден золотого и розового креста в России. Теоретический градус соломоновых наук / Ю. Е. Кондаков. – М. : Клуб Касталия, 2018. – 628 с.

Коробкина, Е. Н. Инфернальные души: метаморфозы образа / Е. Н. Коробкина // Вопросы русской литературы. – 2017. – № 1–2. – С. 110–122.

Левина-Паркер, М. Миражи «Петербурга» Андрея Белого и средства их создания / М. Левина-Паркер, М. Левин // Русская литература. – 2019. – № 1. – С. 67–90. – DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-67-90.

Силард, Л. Андрей Белый – розенкрейцер (К проблеме символизма и розенкрейцерства в России) / Л. Силард // Россия и гнозис. Труды Международной научной конференции «Судьбы религиозно-философских исканий Николая Новикова и его круга» / под ред. А. Л. Рычкова. – СПб. : Издательство РХГА, 2015. – С. 204–225.

Силард, Л. Утопия розенкрейцерства в «Петербурге» Андрея Белого / Л. Силард // Герметизм и герменевтика. – СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. – С. 250–263.

Спаров, В. Полная история масонства в одной книге / В. Спаров. – М. : Издательство «АСТ», 2010. – 500 с.

Твердохлеб, О. Г. Соматизмы в повторяющихся рифмах Андрея Белого / О. Г. Твердохлеб // Вестник славянских культур. – 2019. – № 53. – С. 193–205.

Федорова, Е. В. Визуальная поэтика романа «Петербург» А. Белого / Е. В. Федорова // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. – 2016. – № 11 (3). – С. 25–30. – DOI: 10.21209/2307-1834-2016-11-3-25-30.

Шахматова, Е. В. Практики внетелесного существования сознания в романе Андрея Белого «Петербург» / Е. В. Шахматова // Общество: философия, история, культура. – 2014. – № 2. – С. 13–16.

Banjanin, M. Of Dreams, Phantoms, and Places: Andrey Bely’s Petersburg / M. Banjanin // The International Fiction Review. – 1983. – № 10 (2). – Р. 98–103.

Churton, T. The Invisible History of the Rosicrucians: The World’s Most Mysterious Secret Society / T. Churton. – Simon and Schuster, 2009. – 576 р.

Drovaleva, N. A. The Visualization of Characters’ Appearance in A. Bely’s Novel “Petersburg” (Formulation of the Topic) / N. A. Drovaleva // The New Philological Bulletin. – 2020. – № 1 (52). – P. 84–96.

Franklin, N. V. P. Freemasonry and Rudolf Steiner: An Introduction to the Masonic Imagination / N. V. P. Franklin. – Temple Lodge Publishing, 2020. – 340 р.

Giansiracusa, N. From Poland to Petersburg: the Banach-Tarski Paradox in Bely’s Modernist Novel 2017 / N. Giansiracusa, A. Vasilyeva. – URL: https://arxiv.org/abs/1710.05659 (mode of access: 23.11.2020). – Text : electronic. Janicki,

J. Father Complex and Parricide in Andrei Bely’s Petersburg / J. Janicki. – Text : electronic // Intergrams. – 2015. – № 16.1. – URL: http://benz.nchu.edu.tw/~intergrams/intergrams/161/161-janicki.pdf (mode of access: 23.11.2020).

Shuneyko, A. A. Light and Darkness in the Masonic Picture of the World / A. A. Shuneyko, O. V. Chibisova // Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. – 2020. – № 1. –Р. 221–228.

Wermuth-Atkinson, J. The Red Jester: Andrei Bely’s Petersburg as a Novel of the European Modern / J. Wermuth-Atkinson. – LIT Verlag Münster, 2012. – 216 p.