Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-04-04
Аннотация: Целью данной статьи является рассмотрение образа «земли обетованной» на материале художественного произведения В. В. Лорченкова «Все там будем». Молдавский писатель, пишущий на русском языке, активно экспериментирует с формой, языком и жанром. Отправной точкой для проведения анализа является постмодернистская литературная парадигма. Земля обетованная, берущая начало в библейских текстах, в классической литературе становится обозначением земного рая, того уголка, в котором человек находит свое счастье. В анализируемом романе параллели с библейскими топосами (поисками «земли обетованной», рая на земле) актуализируются в типично постмодернистском духе. Герои произведения – жители села Ларга (молдаване) – представляются новыми евреями, оставившими Египетское царство (Молдавию) и направившиеся на поиски земли обетованной (Италии) во главе с Моисеем (Серафимом Ботезату). Лихие и чудаковатые местные жители выбирают самые неправдоподобные способы, чтобы реализовать свои чаяния попасть в «земной рай» – в благословенную Италию. Одни пытаются улететь в Италию на тракторе, переделанном для этого в самолет, другие – организуют Вселенские Крестовые походы православных христиан на нечистую землю Италии, а третьи – пробуют для эмиграции в Италию организовать спортивную команду по керлингу. Погружаясь в стихию абсурда и некого безумия, образ «земли обетованной» в романном пространстве представляется то раем земным, то адом, постепенно окрашиваясь жертвенной кровью. Жертвы мечты о «земле обетованной» можно истолковывать не только как тонкую пародию на библейские жертвы, принесенные в благодарность Богу, но и как жестко сатирическое изображение современного образа жизни молдавского народа. Ироническое переосмысление библейской истории, синтез различных стилей (магического реализма, неореализма и соцреализма), абсурд сюжетных коллизий, когда смешное и нелепое перерастает в чудовищно-гротескное, столь свойственное постмодернистскому духу, пронизывает все повествование Лорченкова. Открытый финал произведения, лишенный явного морализаторства, оставляет, как можно полагать, право читателю ответить на вопросы, связанные с будущим не только жителей Ларги, но и всей «игрушечной» страны под названием «Молдавия».
Ключевые слова: Постмодернизм; литературная эмиграция; молдавская литература; молдавские писатели; литературное творчество; литературные жанры; писатели-эмигранты; литературные образы; романы; постсоветское пространство.

Для цитирования:

Круликевич, Н. Образ «земли обетованной» в романе Владимира Лорченкова «Все там будем» / Н. Круликевич // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №4. – С. 43–51. DOI 10.26170/FK20-04-04.